Ростовская область – один из регионов-лидеров по внедрению системы безналичной оплаты проезда. С апреля 2017 года этой работой по инвестпроекту в Ростове-на-Дону занимается ООО «АРПС», а в мае 2023 года оператор вышел на весь регион.
О том, когда можно будет в Ростовской области платить купленными в Москве картами «Тройка», почему нет пополнения без комиссии через смартфон и что нужно для организации бесплатных пересадок, «Ростовский Городской Транспорт» узнал у заместителя директора компании ООО «АРПС» Алексея Торицына.
– В конце ноября повысилась стоимость проезда в городском транспорте Ростова. Что в связи с этим изменилось у вас как оператора?
— Перевозчики увеличили выручку и у них появился зазор между расходами и доходами. У нас же расходы выросли больше, чем доходы. Особенно по банковским картам: например, плата за экваринг считается как комиссия от каждого платежа.
В 2016 году, когда заключался инвестиционный договор (он действует до 6 октября 2028 года), был показан тариф 19 рублей, и тогда наша комиссия в виде 85 копеек составляла 4,5%. А сейчас 85 копеек от 34 рублей – около 2%. Кроме того, мы за свой счёт производим эмиссию транспортных карт: здесь выросли и расценки на пластик, а из-за ситуации с зарубежными чипами они стали дороже. На днях московская «Тройка» анонсировала использование отечественной элементной базы, но им из-за больших тиражей им сейчас проще с заводами.
Поэтому нам, как и обычным пассажирам, тоже выгоднее транспортные карты – мы меньше зависим от внешних организаций, а платим только банкам за пополнение и фискализацию.
– С 1 мая вы работаете с федеральными и региональными льготниками, а система была запущена по всему региону. Как она себя показала?
– Мы стартовали по всей области с федеральными и региональными льготниками. В крупных городах быстро вышли на большой объём транзакций, а вот малые города остаются, по сути, дотационной составляющей – там период окупаемости может доходить до 1300 лет. За исключением Москвы и Санкт-Петербурга, в России нет примера, когда с тарифом, что установлен в региональном центре, получается окупаемость на весь регион.
— Очень много вопросов поступает по поводу пополнения транспортных карт со смартфона без комиссии (сейчас она составляет 6%, без комиссии можно пополнить в указанных здесь точках).
— На текущий момент не удалось ни с кем из банков договориться о пополнении без комиссии. Сейчас в Госдуме РФ рассматривается законопроект по отмене комиссий для ряда платежей, туда уже вошли комиссии на оплату услуг ЖКХ. Возможно в документ включат и операции, связанные с транспортом.
– Однако в некоторых регионах такое бесплатное пополнение всё-таки сделали…
– Да – но за счёт повышения комиссии оператора. По сути, это заложено в тариф. В формате инвестпроекта, как у нас, работает не очень много регионов. У многих не включены в затраты эмиссия карт, закупка терминального оборудования – за это платят местные администрации. У нас это входит в состав комиссии. Некоторые регионы рассказывают, что комиссия оператора составляет 2%, но с учётом вышеуказанных затрат получается уже около 6%. Таким образом, в Ростове сложился один из наиболее низких тарифов оператора.
– Может ли решить вопрос бесплатного пополнения в приложении через СБП?
– Попробуем с НСПК (оператор СБП – прим. ред.) договориться. Но проблема не организационная, а чисто техническая – у НСПК по-другому сейчас расставлены акценты: к примеру, они занимаются транспортным предпроцессингом. Если они увидят, что запрос на такое решение будет только из Ростова-на-Дону, для них это, конечно, не будет приоритетом.
– После повышения тарифа пользоваться транспортными картами стало ещё выгоднее. Стало ли больше поездок по «Простору»?
– Предварительный ответ – да. Доля поездок по ним корректируется. Но первое место всё равно пока занимает оплата банковской картой, однако транспортные карты отбирают небольшую долю.
Доля наличных в транспорте очень мала, но мы понимаем, что не весь их поток проходит через систему. В Москве и ряде других регионов работает служба сбора доходов от департамента транспорта. Ряд регионов поручили функцию контроля за сбором доходов операторам системы оплаты проезда. Такой подход требует корректировки нормативной базы региона.
Но нужно изменение законодательства, чтобы были полномочия проверять оплату и выписывать штраф. Сейчас самое страшное для пассажира – его высадят. В Москве контролёры бывают на загруженных маршрутах часто. Складывается культура потребления, плюс есть проездные.
В Ростове важно учитывать и интересы перевозчиков, которым важно, чтобы у них оставались наличные деньги.
– Есть ли движение в организации бесплатных или скидочных пересадок? Например, в рамках муниципальных компаний?
– Основная проблема – ситуация с распределением средств. Если пассажир использует транспорт двух разных перевозчиков, то встаёт вопрос – кто получает плату за проезд? В Москве, например, всё проще: там по сути два перевозчика – «Мосметро» и «Мосгортранс», оба – ГУП. Фактически, все деньги остаются в бюджете Москвы.
Но всё-таки это не проблема граждан, что в Ростовской области больше 120 перевозчиков. Если гражданин хочет иметь единый проездной, то нужно урегулировать то, как происходит распределение оплаты между перевозчиками. В Ростове есть проездной билет у МТК, можно следующим шагом сделать его общим для МТК и РТК. Кроме того, в Москве есть обширное тарифное меню, его надо прорабатывать и в Ростове.
— В электричках сейчас тоже можно оплатить проезд «Простором». А насколько реально организовать скидочную пересадку на электричку, как в Москве?
— Думаю, здесь соглашения можно достичь. В Москве это сделали не за один день, но всё-таки договорились.
— Как продвигается сопряжение с «Тройкой» и «СберТройкой»?
– В Ростовской области сейчас работает три системы. Мы используем в Ростове-на-Дону, Таганроге и Волгодонске «Золотую корону». По остальным муниципалитетам работает «СберТройка». В Таганроге на трамваях «Синары» работает билетная система «Элбиус», с которой у нас организована интеграция. На первом этапе сотрудничества со «СберТройкой» была задача организовать поддержку карты «Простор» — что бы она работала в любом транспорте, в том числе социальные. В 2019 году мы делали пилотный проект по сопряжению «Простора» и «Тройки», и не все результаты нас удовлетворили. В 2024 году мы вернёмся к нему и собираемся запустить поддержку карт «Тройка». Технически это возможно на нашем программном обеспечении. В первую очередь это будет в городах, где сейчас используется система «СберТройки». Но всё-таки «Тройке» интереснее работать в крупных городах, однако они тоже понимают, что нельзя делать резких телодвижений. Разумеется, мы будем обкатывать систему и в Ростове: попросим перевозчиков выделить для тестирования технических решений несколько бортов. Если будет работать корректно, то будем думать о расширении пилотного проекта.
Ещё несколько лет назад мы проработали вопрос по локализации «Тройки» — если будем запускать её, как единый носитель, то она будет со своим дизайном. Можно будет использовать в нашем транспорте и карты «Тройка», купленные в Москве.
– В условиях трамвайной концессии Ростова-на-Дону указывается вход и выход на все двери. Как это будет организовано технически?
– В Таганроге мы пришли к конструктивному взаимодействию. Установка терминалов на все двери – это нормально. Но снова возникает вопрос контроля за оплатой. Предлагаемую для решения этой задачи систему подсчёта пассажиропотока тоже надо содержать. Поэтому моё мнение – нужно всё-таки организовывать службу сбора доходов.
– В Ростове сейчас говорят о реанимации водного транспорта. Планируется ли организовать оплату за него «Простором»?
– Хотим, ведём переговоры на этот счёт. Первой здесь тоже стала Москва. Но я считаю, что актуальнее по воду именно межмуниципальные перевозки – например, в Азов. Сначала это будет восприниматься как туристическая экзотика, но постепенно пассажиры начнут пользоваться.