Общая провозная способность с учётом скоростного трамвая должна вырасти.
В документе планирования, который разработали учёные Российского университета транспорта, указан ряд изменений маршрутов. Часть из них связана со строительством трамвайных линий, и такие изменения мы уже разобрали здесь. Можно сказать, что жителям микрорайонов Левенцовский, Суворовский, Верхний Темерник и района старого аэропорта в целом повезло – когда к ним дойдут трамвайные линии, транспорта у них будет больше.
Теперь разберём изменения в районах, которых трамвайные линии напрямую не касаются. Уточним, что мы разбираем именно плановое количество транспорта, а не фактическое. Изменения запланированы на 2025-2029 годы.
Меньше транспорта станет:
- Улица Большая Садовая. На маршруте №3 вместо 18 машин запланировано 15, на маршруте №3А вместо 15 будет 12. Также отменяется троллейбусный маршрут №1. На маршруте №7 также сократят одну единицу. В 2029 году меньше станет автобусов на маршруте №80. Увеличение будет только на маршруте №88 с 7 до 12 машин, но его продлят до Центрального областного автовокзала.
- У ЖК «Екатерининский», на улицах Каширской и Пржевальского. Сегодня основной маршрут здесь – автобус №4. В 2027 году его собираются сократить до схемы «Центральный рынок – улица Магнитогорская» и уменьшить количество машин с 16 до 15.
Заменить этот маршрут хотят троллейбусом №8, который будет работать в обе стороны по схеме: Центральный рынок – ул. Портовая – пер. Молодогвардейский – пер. Урицкого – ул. Магнитогорская – пер. Пржевальского – ул. Каширская – ул. Малиновского – 2-ая ул. Краснодарская ул. – безымянный проезд – пр. Коммунистический. На линии заявлено 9 машин. В 2028 году этот маршрут продлят до ТПУ «Левенцовский» по улицам Малиновского и Ерёменко. Количество машин не будут увеличивать. Также будет закрыт автобус №4А.
Кроме того, класс маршрута №73 повысят с малого до среднего, но количество машин останется прежним – семь. Таким образом, суммарно транспорта на участке станет меньше.
- Улица Всесоюзная. Количество автобусов на маршруте №8 сокращают с пяти до четырёх.
- ЖК «Красный Аксай». Здесь уменьшится количество троллейбусов №2 с 10 до 9 единиц, а количество автобусов №81 сократят с 6 до 4.
- Улицы Стартовая и Добровольского. Сейчас по контрактам на маршруты №№45, 47 должны выходить 10 автобусов большого класса. Это количество разработчики документа планирования снизили до 8 на каждом. На маршруте №21 по-прежнему оставят средний класс, а количество снизят с 15 до 10 машин. И это притом, что в 2023 году маршрут №21 входит в десятку лидеров по пассажиропотоку.
Чкаловский и Мирный. Разработчики сокращают количество автобусов №22 с нынешних 14 до 10. При этом маршрут будет работать в обе стороны через Будённовский проспект и улицу Ларина. Кроме того, в 2029 году схему автобуса №90 сократят до «Верхний Темерник – улица Нариманова», а на линии оставят 6 машин среднего класса (обычно это «ПАЗ», но могут быть и другие). Количество автобусов №92А сократят с нынешних пяти до трёх, а маршрут №90А с пятью автобусами среднего класса отменяется вовсе. Конечно, до площади Чкалова продлят автобус №2 и увеличат на нём количество машин среднего класса с 2 до 3, но вряд ли это спасёт ситуацию. Очевидно, разработчики предполагают, что пассажиры со Чкаловского будут пересаживаться на улице Нариманова в трамвай. Но эта идея видится нам малореальной: трамвайные вагоны будут идти заполненными уже с Суворовского и Верхнего Темерника, где отменят большинство маршрутов в центр (об этом мы писали вчера).
- Проспект Коммунистический. Здесь полностью отменяют маршрут №34, а также уменьшают количество автобусов на маршрутах №№94, 96 с 19 до 15, а на маршруте №93 – с 15 до 12. Автобусам №№20, 57 сокращают схемы до площади Мичурина для пересадки на трамвайные вагоны. Конечно, это частично сократит их интервалы, но вряд ли они будут ездить чаще, чем раз в 30 минут при заявленном количестве в две и одну машины соответственно.
- Улица Доватора в районе МРЭО. Поскольку в 2027 году схему автобуса №40 сократят до «Фортуна – Завод Алмаз», то меньше будет транспорта и на участке улицы Доватора. Конечно, запланировано увеличение количества автобусов маршрута №16А, но вряд ли это существенно изменит ситуацию.
- Улица Орская. Здесь играет роль уже упомянутая отмена автобусного маршрута №90А, уменьшение планового количества машин на маршруте №92А с пяти до трёх. В документе планирования значится будущий маршрут троллейбуса №13 «ЖК «Платовский» — Верхний Темерник» на котором будут ходить четыре машины с интервалом в 13 минут (полная схема: ЖК Платовский – ул. Алябьева – ул. Шостаковича – Орская ул. – ул. Каскадная – ул. Лелюшенко – Верхний Темерник). Но вероятность реализации такого маршрута пока выглядит призрачной, да и направление – не самое удачное (очевидно, подразумевается подвоз к линии трамвая).
- Район Текучёвского моста. Количество автобусов на маршруте №25 сократят с 14 до 8, а на маршруте №93 – с 15 до 12. Напомним, что количество автобусов на маршруте №25 уже существенно сокращали для конкурса 2023 года. До этого там должно было работать 18 машин. На маршруте №12 вместо четырёх машин заявлено три.
Больше транспорта станет:
- ЖК «Соловьиная роща». Уже в 2025 году здесь обещают открыть маршрут №74а «ЖК Соловьиная Роща – Улица Малиновского». Четыре автобуса малого класса будут ходить по схеме: ул. Доватора – ул. Мадояна – Мичуринская ул. – ул. Еременко – ул. Зорге – ул. 339-й Стрелковой Дивизии – ул. Малиновского – ул. Еременко – ул. Мадояна – ул. Доватора.
- Центральный областной автовокзал и проспект Шолохова. В 2027 году сюда продлят электробусный маршрут №88 и увеличат количество машин на нём с 7 до 12. На маршруте №18А количество автобусов доведут до 10 (на маршруте №18 при этом один сократят). А вот количество автобусов №7 сократят с 11 до 10. Но суммарно транспорта всё равно будет больше.
- Район переезда и улицы Мечникова. Сейчас на маршрутах №№51, 61 работает по 7 машин малого класса и по 1 – среднего. Будет по 7 среднего.
- Улица Левобережная и ЖК «Левобережье». В 2027 году собираются открыть новый электробусный маршрут №39А «Главный автовокзал — Центральный рынок — ЖК Левобережье». Он будет ходить через Ворошиловский мост.
Сейчас параметры сети такие:
Автобусы малого класса (МК) : 22 чел. × 105 = 2310
Автобусы среднего класса (СК) : 55 чел. × 178 = 9790
Автобусы большого класса (БК) : 90 чел. × 583 = 52470
Троллейбусы (Т) : 90 чел. × 54 = 4860
Трамваи большого класса (БК) : 119 чел. × 34 = 4046
Общая максимальная вместимость составляет 63476 мест.
В планируемой сети параметры такие:
Автобусы малого класса (МК) : 22 чел. × 39 = 858
Автобусы среднего класса (СК) : 55 чел. × 199 = 10,945
Автобусы большого класса (БК) : 90 чел. * 392 = 35,280
Троллейбусы (Т) : 90 чел. × 93 = 8,370
Трамваи большого класса (БК) : 119 чел. × 24 = 2,856
Трамваи особо большого класса (ОБК) : 190 чел. × 66 = 12,540
Общая максимальная вместимость составляет 70849.
Таким образом, общая вместимость всё-таки вырастет.
В этом материале мы только сравнивали, где станет транспорта больше, а где меньше. В следующем мы проанализируем, какие в какие новые районы по-прежнему не запланирован транспорт, а какие повезло больше.