В Ростове могут ликвидировать линию трамвая через Ленгородок: почему это плохо?

Такую идею предложил разработчик документа планирования вслед за ликвидацией троллейбуса №10.

Трамвайная линия на проспекте Стачки остаётся в концессионном соглашении с «Синарой – ГТР Ростов-на-Дону» с эстакадами. Об этом в ходе заседания комиссии по транспортному обеспечению населения рассказал директор департамента транспорта Вадим Шкабарня, сообщает «Блокнот Ростов». Предполагается, что нельзя ограничивать движение личного транспорта. Чем плохи эстакады, мы писали ранее.

Также на заседании выступил разработчик документа планирования пассажирских перевозок Ростова, профессор Российского университета транспорта, доктор экономических наук Андрей Горев. Он считает, что запуск скоростного трамвая в Ростове-на-Дону потребует ликвидации старой трамвайной линии, которая идёт через Ленгородок. По мнению профессора, этот район не подходит для скоростного движения.

«Это достаточно извилистая трамвайная линия. Она не имеет никаких перспектив. И нет смысла ее приводить в современное состояние. Она, конечно, подлежит демонтажу. Мы бы только рекомендовали не торопиться с этим демонтажем. Это все-таки запасной, резервный путь. В случае каких-то проблем по проспекту Стачки, мы всегда можем по ней как-то объехать», — считает профессор.

По его расчётам, ликвидация трамвайных путей от Чукотской улицы до Лендворца с последующим переустройством дороги потребует затрат в один млрд рублей. Если линию ликвидировать вплоть до Будённовского проспекта, то нужно 1,5 млрд рублей.

Особенно удивила идея Андрея Горева заменить трамвайное движение в Ленгородке на автобусные маршруты. Очевидно, что профессор совершенно не знаком с практикой такой замены в городе.

Почему решение о ликвидации трамвайной линии крайне неудачное?

  1. В Ростове нет ни одного примера удачной замены трамвая на автобусы. Например, рядом в Новом поселении в 2003 году ликвидировали линии трамваев №№2, 3, 5. На заменяющие их маршрутах №№60, 60А, где работают автобусы «ПАЗ», идут постоянные жалобы, и департамент транспорта не может справиться с организацией работы согласно контракту. Аналогичные проблемы возникли, например, в районе СИиТО. Ресурсов автобусов и водителей не хватает даже на существующие снятые линии трамвая и непонятно, откуда они вдруг возьмутся, если снять ещё линии?
  2. Для безопасного и комфортного движения по линии через Ленгородок достаточно осуществить самый простой ремонт трамвайного пути –  заменить рельсы и шпалы без сопутствующего переустройства инженерных сетей и реконструкции автомобильных дорог. Такие виды работ повсеместно проводились раньше в городе – например, на улице Станиславского, и проводятся сейчас в городах с трамвайными движением. При этом такой ремонт можно осуществлять без закрытия движения трамвая. На это, безусловно, нужны деньги – но они нужны и на демонтаж путей. «Взять» их можно, убрав из проекта эстакады на проспекте Стачки. А ещё лучше, не вести скоростной трамвай по Стачки вовсе, а открывать  «новые коридоры» движения – ведь на проспекте нет никаких точек притяжения для жителей Левенцовки и «верхней» части Западного, основной массе пассажиров нужно попадать в центральную часть города.
  3. Профиль местности и перепады высот не позволяют запустить в Ленгородок вместо трамвая автобус. Этой линии уже 98 лет, и неспроста туда запустили трамвай. Подъём, как на улице Собино или соседней проедет не каждый автобус. Напомним, что на маршруты №№43, 99, которые спускаются по Будённовскому проспекту к Береговой улице, боятся ставить что-то больше, чем «Кавз-4270». А уклон там всё-таки меньше.
  4. Непонятна логика Андрея Горева о «скоростном трамвае», который «не проедет по извилистым улочкам». Почему трамвай везде должен быть или скоростным, или никаким? Ведь можно организовать основную нитку маршрута скоростной, а линию через Лендворец оставить «обычной».
  5. В Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры, которая уже принята в Ростове, линия через Ленгородок сохранена. Более «низкий» документ планирования не может отменять решения «базового», а только уточняет их.

Напомним, ранее из-за строительства скоростного трамвая разработчики документа планирования предложили отменить троллейбусный маршрут №10. Это также было неудачным решением.

Строительство эстакад в Астане. Нужно ли такое в Ростове?

В Ростове увеличили количество автобусов на левый берег

Теперь на маршруте №39 работают два автобуса.

С первого декабря на маршруте №39 «Центральный рынок – Базы отдыха» увеличили автобусов до двух. Это связано с регулярными жалобами жителей, которые поселились в новом ЖК «Левобережье». Маршрутом также можно доехать до парка «Левобережный».

Интервал движения в утренние часы пик уменьшился до 30 минут. Однако в остальное время автобусов по-прежнему можно прождать до 80 минут. Последнее отправление из центра назначено на 19:50.

Сесть в автобус №39 в центре можно на Центральном рынке, на остановках «Будённовский проспект», «переулок Семашко», «Ворошиловский проспект» на улице Большой Садовой, а также на остановке «улица Станиславского» на Ворошиловском проспекте.

Отправления от Центрального рынка: 6:00, 7:00, 7:30, 8:00, 8:30, 9:00, 9:30, 10:00, 11:10, 11:50, 12:30, 13:50, 15:00, 16:20, 17:00, 17:40, 18:30, 19:50.

Отправления от базы отдыха «Автомобилист»: 6:30, 7:30, 8:00, 8:30, 9:00, 9:30, 10:00, 11:10, 12:30, 13:10, 14:30, 15:40, 17:00, 17:40, 18:30, 19:10, 20:30.

Строительство линии скоростного трамвая в Левенцовке: появились основания платформ, но не везде уложили рельсы

В микрорайоне «Левенцовский» на западной окраине Ростова-на-Дону продолжается строительство линии скоростного трамвая по концессии. Работы начались с апреля 2023 года. Пути из центра идут по улице Ерёменко, затем трамваи будут делать кольцо по улице Жданова, улице Ткачёва, проспекту Солженицына и возвращаться на улицу Ерёменко.

Поскольку дело идёт к зимней погоде, полагаем, что до конца года ситуация изменится не сильно. Значит, можно зафиксировать результаты работ на конец 2024 года. Начинаем погружение от улицы Малиновского по улице Ерёменко. Путей здесь ещё нет, но установлены опоры и расчищена земля.

Чуть дальше по Ерёменко есть и пути, и столбы. Также уложена плитка — по аналогии с тем, как это сделано в соседнем Таганроге.

Здесь и далее контактного провода ещё нет — висит лишь несущий трос.

Далее, на пересечении с улицей Маршала Жукова, можно увидеть одно из заметных изменений — основание под будущую платформу. Оно достаточно узкое, около метра шириной.

Можно заметить, что ещё не по всей длине улицы Ерёменко лежат пути. Например, их нет у пересечения Ерёменко и Солженицына.

Далее по улице Ерёменко есть пути и опоры, однако между рельсами — земля.

Плитку здесь ещё только предстоит уложить.

В районе улицы Еляна пути тоже пока прерываются.

Поворот на перекрестке Еременко и Солженицына сейчас выглядит так. Здесь перекладывают трубу водовода.

Так выглядит поворот в западном направлении на этом же перекрёстке:

Сам перекресток Еременко и Солженицына

Дальше по Еременко идёт однопункта. Снимок сделан в сторону Западной хорды.

Район конечной остановки маршрута №17А. Здесь в перспективе будет пересадочный пункт для автовладельцев, которые ехали по Западной хорде. Предполагается, что они смогут пересесть на маршрут №17А и на трамвай (правда, он здесь идёт в сторону западной конечной).

Поворот с Еременко на Жданова

Самая западная часть улицы Еременко. Вдали — Западная хорда.

Основание под будущую платформу на улице Жданова. Слева — Западная хорда. Здесь уже уложена плитка.

Поворот в депо.

Пути на улице Жданова ещё не соединили с путями на улице Ткачева.

Улица Ткачёва. Здесь были самые первые уложенные пути будущего скоростного трамвая. Установлена здание диспетчерской, а также есть обе стрелки для выезда на путь для отстоя. Он полностью уложен. Контактного провода нет — только несущий провод.

Основание под будущую платформу.

Далее пути идут на проспект Солженицына, их соединение уже есть.

Основание под ещё одну платформу.

Также на улице Еременко в районе проспекта Маршала Жукова ведётся строительство тяговой подстанции. Сейчас ведётся монтаж электротехнического оборудования.

Напомним, что по данным директора департамента транспорта Вадима Шкабарни на 21 ноября, работы по этапу 1.1.1 от улицы Жданова до улицы Малиновского (около шести километров) выполнены на 86%.

В конце апреля 2024 года в компании «Синара — ГТР Ростов-на-Дону», которая занимается строительством линии по концессии напомнили, что строительство линии до улицы Малиновского входит в первый этап реализации концессии. Сроком завершения этапа по концессионному соглашению значится 2027 год, а следовательно, о переносе сроков строительства речь не идет.

В ходе модернизации будет обновлено 119 километров трамвайных путей (из них 75,3 км будут построены «с нуля», а 43,7 км реконструированы), построены два депо и шесть тяговых подстанций (еще 15 будут модернизированы). Новая сеть соединит Левенцовку, Суворовский, Верхний Темерник, Вересаево и район старого аэропорта с центром города. Также планируется модернизировать 30 существующих вагонов City-Star и закупить 76 новых трехсекционных. Работы должны полностью завершиться в 2028 году. Более подробно о планах можно узнать здесь.

Половину выпуска популярного маршрута в Ростове хотят перевести на автобусы-«гармошки»

Сейчас на нём заявлено 16 автобусов большого класса.

Половину выпуска маршрута №4 «Центральный рынок – улица Портовая – ГПЗ-10» планируется перевести на автобусы особо большого класса, так называемые «гармошки». Об этом рассказал директор департамента транспорта Вадим Шкабарня.

«Автобусы особо большого класса увеличили провозные возможности маршрута №71. Аналогичный результат – на маршруте №16. Мы эту работу будем продолжать», — пояснил Вадим Шкабарня.

В рейтинге маршрутов за январь-октябрь 2023 года маршрут №4 занял четвёртое место по количеству пассажиров.

Восемь автобусов-«гармошек» было передано из Москвы в декабре 2023 года. Часть из них работает на маршрутах западного направления — №№16, 71. Ещё три машины выходят на специально созданный маршрут №1А «Суворовский – Главный Автовокзал».

В феврале 2024 года глава администрации Алексей Логвиненко анонсировал закупку семи автобусов-«гармошек».

В июне 2024 года говорилось о том, что в Москву направлена заявка с просьбой передать ещё пять автобусов особо большого класса. Подробностей по этим решениям пока нет.

На систему контроля за наличными муниципальный перевозчик тратит почти 2 млн рублей в месяц

Доля пассажиров, которые платят в транспорте Ростова наличными, составляет порядка 3%.

Муниципальный перевозчик донской столицы «Ростовпассажиртранс» потратит на услуги по комплексному обслуживанию, поддержке и сопровождению программно-аппаратного комплекса автоматизированной системы учета и контроля наличных денег в автобусах 9,5 млн рублей. Это следует из данных, опубликованных на портале госзакупок. Оплата пойдёт из собственных средств муниципального предприятия.

Контракт действует чуть менее пяти месяцев – с пятого августа по 31 декабря 2024 года. По нему подрядчик должен каждый день проводить осмотр оборудования и при необходимости ремонтировать его.

Напомним, что по официальным отчётам доля пассажиров, которые платят в транспорте Ростова наличными, составляет порядка 3%. При этом по данным за 2022 год (более новых данных нет в публичном доступе) в месяц транспортом Ростова пользуется 12,4 млн пассажиров. Долю «Ростовпассажиртранса» на рынке перевозок оценивают по меньшей мере в 40%. Соответственно, за пять месяцев компания может перевозить 24,8 млн пассажиров, из которых наличными заплатят 744 тысячи пассажиров – то есть, 29 млн рублей. Согласно такой оценке, на контроль за оплатой 29 млн рублей вынужденно тратится 9,5 млн рублей.

Подобные решения подводят к мысли о необходимости перевода большей части маршрутов городского транспорта на брутто-контракты — то есть, оплату за транспортную работу. Для контроля оплаты нужно создание муниципальной транспортной инспекции. Чтобы её сотрудники могли выписывать штрафы за безбилетный проезд, нужны изменения в областной закон «Об административных правонарушениях».