Перед наступающим новым годом подведём транспортные итоги уходящего.
В 2023 году:
— Было подписано концессионное соглашение по модернизации трамвая в Ростове. Окончательно зафиксировано, что этот вид транспорта перспективный и требует развития, чтобы стать основным в Ростове. Трамвай – легко масштабируемый экологичный транспорт, который при правильной организации существенно повысит связность города и решит многие проблемы. О необходимости качественной организации именно этого вида транспорта в Ростове (а не, например, метрополитена, который существенно дороже и не будет работать часто) мы говорили регулярно с 2010 года. Теперь мечты потихоньку сбываются. Но пока уложено только несколько километров рельс в мкр. Левенцовский.
— Департамент транспорта провёл конкурс на перевозки – в основном его правила не отличались от конкурса в 2018 году. Был ограничен десятью годами возраст подвижного состава (кроме электротранспорта), введена форма водителей, во всём транспорте теперь должны быть кондиционеры и средства для перевозки маломобильных пассажиров. Контракты будут действовать четыре года.
Из-за весьма неожиданного ухода с рынка перевозок крупной транспортной компании пришлось срочно «затыкать дыры» существующими перевозчиками и не всё сразу получилось гладко. Но к концу года образовалась три маршрута по другим направлениям, которые один из перевозчиков просто прекратил обслуживать.
К сожалению, перейти на брутто-контракты (оплата перевозчикам за транспортную работу, деньги пассажиров идут единому оператору) на этом конкурсе не удалось: более чем за год до конкурсных процедур (т.е. зимой-весной 2022 года) нужно было начать готовить документ планирования и рассчитывать пассажиропотоки, строить матрицу корреспонденций. Также новая организация работы потребует выпадающих расходов из бюджета – такой статьи пока нет. Мы уверены, что транспорт – это социальная сфера, как школы и больницы, и его качественная работа в городе окупится. Уверены, что на следующем конкурсе решение об изменении подхода будет принято.
— Российский университет транспорта (РУТ) начал подготовку того самого документа планирования, который необходим для организации новой маршрутной сети, а возможно – и пересадочного тарифа. Благодаря департаменту транспорта мы наладили контакт с разработчиками документа планирования и можем отметить, что у них есть понимание слабых сторон нашей системы. В целом незамыленный взгляд со стороны всегда полезен. Мы уже передали разработчикам 20 предложений по изменению организации транспорта в Ростове-на-Дону.
— За весь год организована только одна выделенная полоса – на площади 5-го Донского корпуса, её длина составляет 150 метров. Такие показатели вызвали возмущение, с учётом того, что в ПКРТИ указаны планы на организацию ряда таких полос. Вместе с департаментом автомобильных дорог и ОДД разобрались, почему так происходит. Оказалось, что всё, что можно было ввести просто с момента принятия ПКРТИ уже введено (например, полосы «А» на пр. Королёва и ул. Немировича-Данченко). Во-вторых, идея реализации выделенной полосы даже из ПКРТИ проходит в Ростове следующий путь: сначала на это закладываются деньги в бюджет, с наступлением нового года департамент автодорог проводит тендер на моделирование. Не всегда его результаты показывают, что полоса имеет смысл и ускорит движение общественного транспорта: по словам представителей департамента автодорог, моделирование на улице Красноармейской (в двух видах – с парковкой и без) показало, что выделенная полоса почти не повлияет на скорость движения ОТ. Если результат всё-таки положительный, то объявляется тендер на работы по организации самой выделенки.
Мы предложили департаменту автомобильных дорог и ОДД организовать выделенную полосу в очень важном месте города, где порядка 100 единиц транспорта могут «ехать» одну остановку до 20 минут и высока вероятность, что уже в августе-октябре 2024 года эта полоса «А» будет реализована.
— Федеральных и региональных льготников перевели на электронные транспортные карты, а система безналичной оплаты была запущена по всей Ростовской области. Благодаря нововведению перевозчики будут видеть реальное количество проехавших пассажиров и не будут говорить о неучтённых поездках (осталось только две немногочисленных категории, которые ездят по бумажным билетам).
— Спустя восемь лет в Ростове вновь появились сочленённые автобусы (т.н. «гармошки»). Восемь таких машин бесплатно передали из Москвы, они уже вышли на маршруты №№16, 35, 71, а скоро три таких автобуса порадуют и жителей Суворовского. Мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости такого транспорта в городе и отрадно, что началось своего рода тестирование техники на улицах города. Будем надеяться, что сочленённые автобусы помогут Ростову и в итоге получится купить новую технику.
— Прошла закупка 20 электробусов для Ростова и зарядных станций к ним. Первая такая машина за пять лет не наездила и 190 дней. Электробусы, которые пришли сейчас – пятого поколения и должны показать себя лучше. Скажем прямо: мы считаем, что в городах с контактной сетью, как Ростов-на-Дону, нужно развивать движение троллейбусов с автономным ходом: это позволяет заряжать технику не на конечных, а прямо во время движения по маршрутам. Т.е., нужно меньше водителей, меньше оборудования типа зарядных станций. С другой стороны, техника почти полностью приобретена за федеральный бюджет и почти ничего не стоила городу. Впрочем, тут тоже есть, о чём задуматься.
— Удалось отстоять нынешнюю схему троллейбуса №8 и не дать его сократить до участка, где он станет практически бесполезным. К сожалению, за год поломались некоторые машины, часть из «Горожанинов» перестала выезжать на маршруты с автономным ходом.
— В Ростове впервые за два года поднялся тариф на проезд в автобусах. Теперь платить транспортной картой стало ещё выгоднее, чем другими способами – 34 рубля, банковской – 36 рублей, наличными – 39 рублей (однако есть способы экономить больше). Тариф поднялся и в электротранспорте (34 рубля независимо от способа оплаты), там он уже менялся в ноябре 2022 года.
— Перевозчики закупили 80 новых низкопольных автобусов и 67 автобусов возрастом не старше четырёх лет, а в конце года на маршруты вышли закупленные властями 42 новых автобуса.
Поздравляем подписчиков «Ростовского Городского Транспорта» с Новым 2024 годом. Пусть в нём все будут здоровы, счастливы, а наш транспорт будет радовать нас. Пишите в комментариях группы, какие итоги года запомнились Вам.
Если вы хотите поддержать и поблагодарить нас за ведение группы, вы можете стать доном сообщества.