От простого – к сложному. Шесть шагов к улучшению транспортной системы Ростова

Изменения в обслуживании городских маршрутов вызвали шквал критики пассажиров. Однако тактические решения, которые применяются для улучшения ситуации, не страхуют от повторения подобных ситуаций в будущем.
«Ростовский Городской Транспорт» уверен: нужно менять всю систему организации перевозок донской столицы – в текущей слишком высока зависимость от изменений и от смены перевозчиков. Речь о шагах, реализовав которые в конечном счёте станет лучше всем: пассажиры смогут уезжать, транспортные компании получать выручку, а администрация – выдохнуть от жалоб и нарастить налоговую базу.
Эти пункты написаны по принципу «от простого – к сложному», их можно выполнять последовательно, приближая качественное обслуживание. В основе шагов — существующие исследования, опыт других городов и мнения связанной со сферой экспертов.
Нынешние 570 единиц транспорта, выезжающего на линию, в том числе малого класса, для миллионного города недостаточны. Ещё несколько лет назад на линии работало 800 машин, а в 2000-е было правило, что на 1000 жителей должна быть одна единица транспорта. Что же делать?

  1. Предсказуемость и организация работы по графику – особенно вечером. Мы уже неоднократно касались этой темы. Большая часть людей, которые отказываются от общественного транспорта (ОТ) в пользу личного (тем самым увеличивая пробки на небесконечных улицах Ростова) говорят, что сделали это именно из-за непредсказуемости. Сегодня вечером приехало два автобуса, завтра – ни одного. Сегодня приехал в 21:00, вчера – в 21:35. Если уж мы в «РГТ» не можем угадать, когда приедет автобус, что говорить об обычных пассажирах? Да они и не должны угадывать.

В диалогах с представителями транспортных компаний и департамента транспорта этот вопрос поднимался неоднократно. Основной контраргумент – из-за пробок автобус к вечеру окажется не там, где нужно. Но Ростов – не единственный город на планете и в стране, и решения у этой задачи существуют: через диспетчеризацию, переназначение соответствия графиков, и – основное – увеличение протяжённости выделенных полос. В идеале они должны составлять до 80% длины основных маршрутов и быть на всех улицах с шестью полосами.
За 2022 год в Ростове появилась лишь одна новая выделенная полоса – на небольшом участке проспекта Королёва. Поскольку часть сотрудников департамента автодорог не использует в повседневной жизни ОТ, то и мотивации развивать этот вопрос у них нет. Уверены, что нужно понимание проблемы «сверху», а также ещё большие, чем есть сейчас, усилия со стороны депутатского корпуса.

  1. Ликвидация простоев на остановках. Связано с предсказуемостью, но достойно отдельного пункта. Серьёзность этой проблемы не понимают ни в администрации, ни в АТП города.Парадоксально, но от простоев становится хуже всем – пассажиры разочаровываются в транспорте и его скорости, а перевозчики вынуждены выпускать больше транспорта, чем необходимо. На одной остановке на углу Ворошиловского и Большой Садовой автобусы некоторых маршрутов стоят 9-10 минут. Если здесь и на следующих остановках убрать простои, то можно будет снизить необходимый план выпуска на 1-2 машины при сохранении того же интервала движения. Снизятся необходимые ресурсы: будет меньше затрат на топливо, обслуживание автобусов, а водителей хватит на большее число маршрутов. Пример работы без простоев показывало АТП-3, в том числе во время недолгой работы на маршруте №33 в 2019 году. За проезд каждой остановки по расписанию тогда доплачивали рубль. Знаменитый антипример – автобус №7, в который на Большой Садовой пассажиры, которым нужно на несколько остановок, стараются не садиться. Это же никому не выгодно в конечном счёте.

  2. Создание адекватных условий для работы водителей. Некоторые из транспортных компаний называют в качестве потенциальной зарплаты водителей суммы, двукратно превышающие средние зарплаты по городу. Но в городе всё равно огромная нехватка водителей! Мало того, что профессия сама по себе тяжёлая, в некоторых предприятиях водители участвуют и в починке транспорта, в том числе финансово. Банально, но факт: водитель должен водить, а не заниматься смежной работой.

На ряде конечных нет туалетов, а также мест для приёма пищи (и даже времени на обед). «Как-то справляются же», — слышали мы на такие замечания. Хочется ответить: «Вот как-то и приходят люди». Дорого вкладываться в такие вещи? Но придут люди, которые будут зарабатывать деньги для вас.Сюда же можно отнести требование планового задания, которое должен сделать водитель. У перевозчиков возникает опасение, что наличную выручку водитель заберёт себе. Решение может быть только в изменении регионального законодательства, которое позволит существенно разносить стоимость оплаты за проезд по безналичной и наличной форме. Такое решение уже действует в Москве и Санкт-Петербурге.
Важно делать фактические шаги по привлечению людей в сферу: от программ обучения и стажировки, до популяризации общественного транспорта через городские мероприятия, дни открытых дверей в предприятиях, конкурсы водителей и рассказы о личностях, работающих в транспорте. Пример для вооружения – праздники транспорта в Москве и Санкт-Петербурге, собирающие множество интересующихся людей – от школьников до пенсионеров. Кто-то из них однажды сам захочет научиться водить автобус.

  1. Введение разрывных графиков. В дневные часы (между утренним и вечерним часами пик) в Ростове работает максимальное количество транспорта. Салоны уже не наполняются так сильно, как утром, но тратится и горючее, и трудовые человеко-часы. Необходимо перенимать практику других городов по внедрению разрывных графиков – чтобы часть машин работала только в часы-пик. Такой механизм должен быть прописан и в контрактах на обслуживание маршрутов.

  2. Оптимизация маршрутной сети и замена классов машин. Контракты только разыграны и теперь этот шаг потребует фактического соглашения между собой перевозчиков и администрации города. Последние месяцы много говорилось о попытках реанимировать маршруты, которые ходят неудовлетворительно: №№12, 13, 74, 90а, 92а. На текущий момент можно сказать: прошедшие конкурсы по сути ничего не поменяли, значит, нынешний подход не работает.
    Сегодня в каждый «закоулок» ездит свой собственный редкий маршрут. Там, где это возможно, их нужно объединять – так, как это было с маршрутами №2 и №2а – первый продлили в ЖК «Измаильский парк», а второй закрыли. Такие шаги позволят экономить как технические, так и водительские ресурсы, снижая интервалы. Например, возможное решение – продление №12 в «Соловьиную рощу». Также мы предлагали вместо введения автобуса №37 «Инфекционная больница – Сельмаш» продлить до этой конечной маршрут №36, добавив на него 1-2 автобуса – что снизило бы общий интервал. Да, пассажир, которому нужно в больницу, делал бы небольшую петлю по пути. Но сейчас имеется недовыпуск на автобусе №37 и жалобы на то, что одного автобуса №36 не хватает.
    Укрупнять следует не только маршруты, но и сами автобусы – отказываться от малого класса в пользу среднего, а на ряде маршрутов (например, №№4, 34, 65, 71) возвращаться к практике использования автобусов особо большого класса. Переучить двух водителей на новую категорию будет дешевле, чем нанимать трёх.
    Если подходить не точечно, а более системно, то можно вспомнить, что за 32 млн рублей в Ростове была сделана и принята депутатами Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры. Можно проводить изменения не «на глазок», а согласно расчётам, которые сделали при подготовке этой работы.

  1. Переход к брутто-контрактам (оплате перевозчикам за выполнение графиков и выпуск на линию). Немного истории: ещё в 2021 году планировалось, что этот шаг будет сделан сейчас, в августе 2023 года. Но вовремя не был подготовлен документ планирования, уточняющий данные ПКРТИ. Кроме того власти посчитали, что тратить порядка 1,1 млрд рублей в год на оплату выпадающих расходов транспортников будет расточительно. Но и в этом случае есть решения. Во-первых, на брутто-контракты можно перевести только магистральные маршруты (а не наоборот, как сделали в Перми, войдя в итоге в долги) – разумеется, предварительно оптимизировав сеть по ПКРТИ и документу планирования (пункт №5). Городу не будет смысла открывать дублирующие маршруты, чтобы не оплачивать лишние суммы. Чтобы автобусы не ездили мимо остановок, 15% оплаты транспортной работы должно идти за количество перевезённых пассажиров (отследить это можно посредством системы безналичной оплаты проезда). Развивая идею из пункта №2 о снижении планового выпуска из-за ликвидации простоев, нужно организовать вход и выход на все двери – это в разы ускорит процесс посадки и высадки на остановках. Контроль за оплатой нужно будет возложить на новую структуру – муниципальную инспекцию, которая сможет штрафовать «зайцев». Исследования Москвы и других городов показывают, что такая система получается эффективнее и выгоднее даже с учётом 15-20% «зайцев».
    Во-вторых, даже миллиард рублей окупится для города т.н. отложенной выгодой: пассажиры и водитель не будут нервничать из-за транспорта, уйдут гонки. Ростовчане смогут поехать вечером в любимое кафе и потратить там деньги, с которых в бюджет пойдут налоги. Можно попробовать попросить финансовой помощи у областного или федерального бюджета.
    В-третьих, в договорах на обслуживание можно будет прописать существенные штрафы за неисполнение условий работы. Сейчас это сделать юридически невозможно из-за цены контрактов на перевозки в 10 копеек. Такие штрафы наряду с оплатой 15% за перевозку пассажиров станут саморегулирующими факторами системы: перевозчикам будет выгоднее работать, чем нарушать. С другой стороны, они смогут планировать свои бюджеты на несколько лет вперёд.
    Другим решением, вместо брутто-контрактов, может стать преобразование МУП МТК «Ростовпассажиртранс» в бюджетное учреждение и создание муниципального задания на перевозку. При этом подвижной состав и водители коммерческих перевозчиков могут привлекаться на правах аренды. В этом случае не будет ситуации со сменой оператора маршрута, когда нужно ждать, когда водители уволятся из одного предприятия и придут в другое.

В Ростове маршруты, с которыми не справились перевозчики, могут отдать МТК

В адрес транспортных компаний направлено семь претензий.

В Ростове-на-Дону создали рабочую группу для оперативного устранения проблем с транспортным обслуживанием. Об этом сообщил глава администрации Алексей Логвиненко.

«Заслушал доклады заместителя по транспорту и дорожному хозяйству и директора Департамента транспорта и поручил им лично контролировать выпуск автобусов на линию», — отметил градоначальник.

По его словам, в адрес транспортных компаний направлено семь претензий по маршрутам. В частности, представлено такое обращение в ООО «Карат» из-за низкого выпуска на маршруты №№13, 13а, 19, 50.

Алексей Логвиненко обещает, что если договорные обязательства не будут выполняться, то контракты расторгнут, а перевозчики найдут свои названия в реестре недобросовестных поставщиков.

«После расторжения контрактов перевозку пассажиров обеспечим силами МУП МТК «Ростовпассажиртранс», — добавил он.

Отметим, однако, что у муниципального перевозчика также увеличилось количество маршрутов – добавились №№37, 94, 96. Из-за этого на маршрутах №№4, 34, 34а, 71, 6, 6а пока работает меньше машин. Ситуация с нехваткой транспорта сложилась из-за ухода одного из перевозчиков — ООО «ТРАК» (ранее — ООО «ИПОПАТ-Юг»). Кроме того, было сделано мало шагов по оптимизации существующей сети. О том, как можно было бы решить проблему, расскажем позднее.

Из-за ремонта тепломагистрали изменили схему движения автобусов в Ростове

Обслуживание трёх троллейбусных маршрутов приостановлено.

В Ростове-на-Дону из-за ремонта тепломагистрали на улице Московской от переулка Островского до переулка Братского изменили схему движения ряда маршрутов.

Автобусные маршруты №№ 4, 8, 15, 16, 16a, 20, 26, 34, 34а, 41, 44, 48, 57, 64, 71 ездят так: пр. Стачки – ул. Станиславского – пер. Островского – ул. Московская – Ц. Рынок в прямом направлении; в обратном направлении: Ц. Рынок – ул. Московская (ул. Западный Разворот – пер. Островского – ул. Московская для маршрутов №№ 4, 8, 16, 16a, 41, 44, 57) – пр. Буденновский – ул. Станиславского – пер. Братский – ул. Московская – пр. Стачки и далее по маршрутам следования.

Обслуживание трёх троллейбусных маршрутов — №№8, 10, 12 — приостановлено. Машины будут выходить на другие маршруты.

Ограничения будут действовать до завершения ремонтных работ. Точная дата не называется.

Как выглядят автобусы, которые с 1 августа будут работать на маршрутах №№18, 81, 94, 96

С 1 августа начинается действие новых контрактов на перевозки. На маршруты №№94, 96 «ГПЗ-10 — Сельмаш — ГПЗ-10» впервые выходит муниципальный перевозчик МУП МТК «Ростовпассажиртранс» (парк РМПАТП-5). Для работы на линии в лизинг были закуплены 25 автобусов «МАЗ 203.047» с двигателем Weichai Power WP 7.300E51 класса Евро-5. Они оснащены мощными кондиционерами — по сути, впервые маршруты №№94, 96 получат машины, где летом будет по-настоящему прохладно.

В свою очередь мы предложили сделать цветовую дифференциацию электронных табло — то есть, писать маршруты 94 и 96 отличающимися друг от друга цветами (пока везде установлен красный цвет). Подобная практика была в своё время у АТП-3 — на маршруте №94 промежуточные остановки на бумажном указателе печатали красным цветом, а на №96 — голубым.

Автобусы будут начинать работу из трёх точек: с Первомайки, с ЖСК и с Сельмаша.

Автобусы оснащены оборудованием для перевозки инвалидов-колясочников.

Больше фотографий — в нашей группе https://vk.com/rostovgortrans.

На маршрутах №18 «Суворовский — Карла Маркса» и №81 «Суворовский — Красный Аксай» тоже меняется перевозчик. Теперь их будет обслуживать ООО «Южная транспортная компания» (также работает на маршрутах №№1, 27, 43, на которых, к слову, добавится суммарно пять машин). Для работы на маршруте №18 были закуплены «ЛиАЗ-5292» 2016 и 2019 годов выпуска с дизельным двигателем (ранее на линии работали «НефАЗ-5299» 2016 и 2018 годов выпуска). Закупленные автобусы имеют мощные кондиционеры. Маршрут будет работать в прежнем скоростном ритме и допоздна. На маршруте №81 будут работать автобусы «КаВЗ-4270». Всего для двух маршрутов приобретён 41 автобус.

Больше фотографий — в нашей группе https://vk.com/rostovgortrans. Перевозчик ООО «Южная транспортная компания» приглашает водителей для работы на своих маршрутах и обещает достойную оплату.

На маршрутах №№31, 72, 73 будут работать «Газели Next» 2019 года выпуска, а на маршруте №30 — «Газели Next» 2017 года выпуска.

Предыдущая публикация об обновлении маршрутов

Что изменится в маршрутах с 1 августа?

Как изменятся маршруты и количество транспорта в Ростове с 1 августа?

Часть схем изменится, появятся новые маршруты, на одних направлениях планируемого количества транспорта станет больше, а на других — меньше.

С 1 августа начинают действовать новые контракты на перевозки по городским маршрутам в Ростове. Основные изменения — во всех автобусах должен быть кондиционер (и работать, когда на улице больше +20 градусов) и двигатель стандарта не ниже Евро-4, водители будут работать в рубашках голубого цвета и чёрных брюках. Исключение — маршрут №38, его на конкурсе не разыграли.

На всех остальных маршрутах в прошлое уходят старые автобусы. Не будет больше работать и ООО «Ипопат-Юг» (ООО «ТРАК») — маршруты распределены между ООО «Дон-Авто», МУП МТК «Ростовпассажиртранс» и ООО «ТрансЭкспорт».

Изменения в схемах маршрутов

  1. Автобусы №13 «СТ Утро — Богатяновский спуск» разделяются на два маршрута. Маршрут №13 будет ходить от улицы Орбитальной до Центрального рынка. Маршрут №13А — от СТ «Утро» до Центрального рынка. Участок по улице Береговой до Богатяновского спуска будет обслуживать новый маршрут №76.
  2. Автобусы №24 «Улица Горсоветская — Главный Автовокзал» будут ходить дальше — через Темерницкий мост до ТРЦ «Мегамаг».
  3. Автобусы №50 «Филиал Часового завода — Лендворец» будут теперь поворачивать с проспекта Ленина на проспект Михаила Нагибина, и далее по проспекту Ворошиловскому и улице Московской добираться до начала проспекта Будённовского и улицы Береговой. То есть, добраться до РГУПС или цирка ими будет нельзя. «ПАЗ Vector» заменят на более вместительные машины, но также среднего класса.
  4. Маршруты №№35, 42 вновь сокращают до ЖК «Платовский», они больше не будут ездить до Донского инфекционного центра. За них это теперь будет делать новый маршрут №37 — на нём планируется 4 больших автобуса. Ходить от будет от Сельмаша, полностью повторяя нынешние схемы автобусов №№35, 42, с заездом на ЖК «Платовский».
  5. Автобусы №73 продлевают от «Ленты» на улице Жданова до ЖК «Западная резиденция». Старые Hyundai County заменяют на четырёхлетние «Газель Next».
  6. Автобусы №75 будут ездить от Центрального рынка на левый берег не через Темерницкий мост, а по улице Московской будут следовать до Ворошиловского моста. Остальная часть схемы не меняется.
  7. Новый маршрут №76 — предназначен для обслуживания ЖК «Скай-Парк» на улице Нансена западнее улицы Шеболдаева. Микроавтобусы будут делать круг через Нансена — Дальний — Ленина, а затем поедут в центр по Шеболадаева — Будённовскому. После этого они будут поворачивать на улицу Береговую и ехать до её восточного конца.
  8. Новый маршрут №84 для жителей ЖК «Вересаево» уже начал работу. В ближайшее время его схему изменят, чтобы остановки были ближе к жилым домам.

Где планового количества транспорта станет меньше, а где — больше?

На части маршрутов плановое количество транспорта поменяется. Важно не путать его с фактическим выпуском на маршруты. Плановый выпуск — это то, сколько перевозчик должен выпустить на линию транспорта, а фактический — сколько выпускает в реальности.

Меньше план выпуска станет на маршрутах №№3, 3а, 6, 6а, 7, 13, 16, 21, 25, 27, 29, 32, 35, 42, 44, 45, 47, 49, 55, 56, 64, 68, 70, 77, 78, 80, 83, 90а, 93, 94, 96, 98, 99. При этом на маршруте №99 будут более вместительные автобусы, на маршрутах №№44, 56, 93 — частично более вместительные.

Больше должно будет выезжать на маршруты №№1, 2, 16а, 24, 33, 43, 65, 65а, 74, 82, 88.

Полную картину изменений по маршрутам можно узнать здесь. В департаменте транспорта уверены, что сокращение происходит до тех значений, до которых перевозчики в реальности всё равно «не дотягивали» в фактическом выпуске. Кроме того, предполагается, что фактический выпуск на все маршруты в Ростове суммарно увеличится примерно на 100 машин. 

Какие маршруты поменяют перевозчиков?

Как было сказано выше, с рынка перевозок уходит ООО «ТРАК» (ранее — ООО «Ипопат-Юг»). Тем не менее, часть их автобусов «ПАЗ Vector» ещё будут работать на маршрутах ООО «Дон-Авто» — №№56, 93. Другие маршруты, которые теперь закреплены за ООО «Дон-Авто» — №№76, 82, на них будут «Газели Next» и Yutong ZK 6890 HGQ соответственно.

Самое заметное изменение — маршруты №№94, 96 теперь будет обслуживать МУП МТК «Ростовпассажиртранс». В основном это будут новые автобусы «МАЗ-203», а также машины 2018 года, работавшие на других маршрутах.

Маршруты №18, 81 отходят ООО «ЮТК» (работают на №№1, 27, 43). Ранее их обслуживало ООО «ТрансЭкспорт». На маршруте №81 теперь, как и на №18, будут автобусы большого класса — «ЛиАЗы-5292».

Маршруты №2 «Автосборочный — Ц. Рынок» и №26 «Мкр. Левенцовский — Центральный рынок» уходит в ООО «ТрансЭкспорт» (работает на №№11, 40, 54, 55, 66, 68, 70, 80).

Маршрут №75 вместо ООО «Янтарь 1» будет обслуживать ООО «Экспресс» (работает на №№12, 24, 60, 60а).

Маршруты №№13, 13а будет обслуживать ООО «Карат» (сейчас на маршруте №13 работает ООО «Янтарь 1», маршрута №13а нет).

Ранее мы писали о том, какие новые автобусы купили перевозчики.