Как сохранить транспортную отрасль Ростова и области?

На заседании «круглого стола» в Законодательном собрании заместитель министра транспорта Ростовской области Дмитрий Беликов рассказал о сложностях, которые испытывает транспортная отрасль региона. Основными причинами он назвал резкое подорожание запчастей, а также монетизацию льгот для региональных льготников, которая прошла 1 апреля.

«Ростовский Городской Транспорт» предлагает ряд шагов, которые позволят обеспечить качественное обслуживание населения.

1) Перевод маршрутов Ростова-на-Дону на брутто-контракты. Напомним их суть: организатор перевозок оплачивает предприятиям транспортную работу – количество рейсов по заданному расписанию и режиму работы. В этих условиях перевозчику становится неважно, сколько человек едет в салоне.
В нынешних условиях для выхода на конкурс не должно быть обязательного условия новых закупок техники: приобретённые в 2018 году автобусы не выработали свой ресурс, а заменять их можно будет по мере необходимости.
Для такого перехода Ростову не хватает разработанного документа планирования — к слову, такая работа уже ведётся в Краснодаре. В нём на основе сформированного в ПКРТИ оптимизированного списка маршрутов будет указана предельная длина, количество транспорта, расписание, остановки.

Документ планирования – научная работа. Для его качественного формирования нужно дважды провести обследование пассажиропотока весной и осенью. Однако сделать это сейчас департамент транспорта уже не успевает: нынешние контракты на маршруты заключены до 31 июля 2023 года. То есть, по брутто-контрактам перевозчики смогут выйти на линию 1 августа 2023 года. Чтобы не повторить ошибки «транспортной революции-2018», нужно оставить время на информирование населения с одной стороны и подготовку перевозчиков с другой. Таким образом, конкурсные процедуры нужно провести не позже января 2023 года. Перед этим документ планирования нужно утвердить и отправить заявку в федеральный центр на компенсацию выпадающих расходов. Таким образом, времени остаётся крайне мало.

Заседание общественного совета при департаменте транспорта по поводу документа планирования состоялось ещё в декабре 2021 года. Предполагалось, что чиновники обратятся за финансированием документа планирования (они оцениваются в 25 млн рублей) к депутатам городской думы на декабрьском заседании. Позже сроки сдвинули на февраль, ещё позже – на март. Этого не произошло до сих пор. Почему работа в департаменте транспорта в этом направлении не движется, неясно. Дальнейшие задержки могут грозить срывом перехода на брутто-контракты – то есть, не будет решён ни вопрос поддержки перевозчиков, ни сохранения качественного обслуживания.

2) Перевод межмуниципальных маршрутов на регулируемые тарифы. Несколько лет подряд министерство транспорта Ростовской области проводило конкурсы на обслуживание таких маршрутов по нерегулируемым тарифам. Стоимость проезда в этом случае, как предписывает федеральный закон, устанавливает перевозчик. Теперь же появляются данные о резких повышениях тарифов.
В тоже время при организации перевозок по регулируемым тарифам пассажиры могут продолжить ездить по фиксированной цене, а транспортные предприятия могут получать деньги за выполненную транспортную работу.

3) Чёткое следование расписанию в вечерние часы работы. Несмотря на то, что вечером в Ростове на линии транспорт остаётся, «поймать» его пассажиру непросто: часто это 1-2 автобуса с интервалом в час-полтора. Они могут приехать через пять минут, а могут через час, следовательно, собирают только случайных пассажиров. Для улучшения эффективности таких рейсов следует опубликовать в системе Pikas реальное расписание исходя из реальных возможностей перевозчиков, а компаниям, следовательно, строго его выполнять.

«Ростовский Городской Транспорт» убеждён, что транспортная отрасль оказалась в точке, когда интересы пассажиров и перевозчиков совпали. Для решения проблем нужны действия исполнительной и законодательной власти города и области.