Один из лидеров по числу перевезённых людей обслуживается автобусами среднего класса, а маршруты-«призраки» иногда имеют потенциал.
«Ростовский Городской Транспорт» проанализировал данные «Агентства развития платёжных систем» (оператор системы безналичной оплаты в транспорте Ростовской области) о количестве перевезённых пассажиров в январе-сентябре 2023 года. В расчётах учитывались все платные поездки, сделанные по транспортным и банковским картам, все льготные поездки, а также те поездки по наличным, которые учитывает в терминале водитель. К слову, доля таких наличных в общем учёте пассажиропотока снизилась с 3,87% в январе до 1,6% в сентябре.
Первые по числу пассажиров
Лидером по количеству пассажиров предсказуемо стал маршрут №71 «Мкр. Левенцовский – Ц. Рынок». Он перевёз 4,48 млн пассажиров, или же 4,34% от их общего числа — 103,38 млн пассажиров. Таким образом, каждая 23-я поездка в Ростове-на-Дону приходилась именно на маршрут №71.
Здесь важно отметить, что указанные данные – это ещё и следствие конкретной маршрутной сети и её работы: ведь маршрут №71 – лидер по количеству машин в городе (план – 25 штук, выезжает 21-23 штуки). Аналогично, меньше всего пассажиров за первые девять месяцев года перевёз автобусный маршрут №88, несмотря на то, что он проходит по улице Большой Садовой. Причина в том, что до сентября он банально не обслуживался, в сентябре на него выезжали 1-2 автобуса. Пример из истории: один из лидеров по количеству пассажиров – маршрут №33, который дважды почти «умирал»: ещё в 2018 году там работало от одного до трёх автобусов.
На втором месте по количеству пассажиров оказался маршрут №67 «Мкр. Левенцовский – Сельмаш» (4,29 млн пассажиров), на третьем — №80 «Александровка – Главный ЖД Вокзал» (3,77 млн пассажиров). Примечательно, что аналогичный маршрут троллейбуса №22 занял только 48-е место.
Также в топ-20 по количеству пассажиров в январе-сентябре вошли маршруты №№4, 34, 3, 33, 83, 40, 78, 22, 18, 21, 65, 16, 65а, 35, 90, 42, 3а. Примечательно, что на маршруте №21 при этом работают автобусы среднего класса марки «ПАЗ», а маршрут №40 частично обслуживается автобусами среднего класса «Лотос-206». Из данных можно сделать вывод о необходимости запускать автобусы большого класса на этих направлениях. «Ростовский Городской Транспорт» предлагал такие изменения, пока они не приняты. При этом на других маршрутах из топ-20 вполне можно запускать автобусы особо большого класса («гармошки») — пока их в городе нет, но департамент транспорта анонсировал появление таких машин на маршрутах №№16, 71 в ноябре 2023 года.
Высокие места маршрутов №№65, 65а в рейтинге обусловлены, среди прочего, и их стабильной работой после 21:00. К примеру, маршруты №№35, 42 в это время делают существенно меньше рейсов.
Любопытно и то, что в среднем большой автобус маршрута №71 перевозит 203,8 тысячи пассажиров, а автобус среднего класса маршрута №21 — 175,3 тысячи пассажиров (с учётом допущений выше). При этом именно пассажиры маршрута №71 чаще жалуются на забитые салоны.
Самые «тесные» маршруты
Маршруты отличаются сменяемостью пассажиров и количеством подвижного состава. И если первое проследить по нынешней системе безналичной оплаты проезда нельзя, то второй фактор поддаётся описанию. Для расчётов учитывалось примерное среднее количество пассажиров, приходящихся на один автобус – эти данные неточные, поэтому и результаты могут говорить лишь о примерной оценке. Другие допущения: не рассматривалось количество рейсов, марка автобуса и уровень сменяемости.
Исходя из приведённых данных сначала, казалось бы, можно сделать вывод, что лидером по плотности стал маршрут №80 «Александровка – Главный ЖД Вокзал» (343193 человек на один автобус). Но, как было сказано выше, маршрут №21 обслуживается только автобусами среднего класса, таким образом, справедливо для расчёта плотности показатель в 175316 человек на один автобус умножать на два – и именно автобус №21 лидирует по количеству пассажиров на одну машину. В тройку лидеров с большим отрывом также вошёл маршрут №67.
Маршруты-призраки имеют потенциал
Удивительно, что даже несколько маршрутов, которые обслуживаются с большим недовыпуском, а перевозчики жалуются на убыточность, в рейтинге количества пассажиров заняли соседние с более предсказуемыми маршрутами. Например, 71-е место в рейтинге занял маршрут №50 «Лендворец – Филиал часового завода» с показателем в 307,3 тысячи пассажиров, где в январе-июле работали два-три автобуса «ПАЗ», а позже стала выезжать, как правило, одна машина, да и то не на весь день. Местом ниже расположился предсказуемый по работе маршрут №15, а затем – троллейбус №5.
Другой пример – работающий с большим недовыпуском автобусный маршрут №67А перевёз чуть больше пассажиров (444 тысячи), чем автобус №8 (434 тысячи). Они занимают 61-е и 62-е места рейтинга соответственно.
Практически равное количество пассажиров перевезли и троллейбусные маршруты №6 и №7 – они расположились на 80-й и 81-й строчках рейтинга.
Интересно, что данные «АРПС» показали удачный старт маршрута №37 «Сельмаш – Инфекционная больница». Такая ситуация наводит на мысль, что из-за сложившийся в Ростове-на-Дону нехватки транспорта (выпуск в среднем – не более 69% от положенного по контрактам) практически любой стабильно ходящий и предсказуемый маршрут обречён на успех.
Аутсайдерами по числу пассажиров, помимо вышеупомянутого маршрута №88, стали автобус №31 (работает одна «Газель Некст»), троллейбус №8 (нерегулярно работает одна машина) и автобус №13 (работает «ПАЗ» среднего класса).
Выражаем благодарность АРПС за предоставленные данные для анализа. В следующей публикации планируем разобрать, как смена перевозчиков на ряде маршрутов в августе 2023 года отразилась на количестве перевезённых людей.