Несколько лет назад автобусные маршруты №№35, 42 были продлены сначала до Ростовского моря, а затем ещё на одну остановку – до ЖК «Платовский». Из-за сильных утренних пробок на единственной улице между ЖК и Ростовском морем получаются катастрофические задержки транспорта.
Автобусы №№35, 42 работают не только для пассажиров конечной – их ждут на улице Туполева, Уюте, проспекте Ленина. И не дожидаются – на остановках наблюдается невывоз людей. Иными словами, получается, что пассажиры, живущие на Туполева, Уюте и Ленина зависят от одной пробки за Ростовском морем. К примеру, максимальный интервал по остановке «Площадь Ленина» 6 сентября у автобуса №35 составил 1 час 42 минуты (один был в 7:12, следующий – в 8:54, дублирующий «короткий» маршрут троллейбуса №7 – в 8:13 и 8:55. То есть общий интервал направления был 61 минута в час пик). Аналогичная ситуация сложилась и 7 сентября, интервал автобуса №35 составил 1 час 38 минут. На ситуацию жалуются и подписчики.
«Стояла на остановке «Харьковская», ждала транспорт в центр города в 7:50 утра. До 8:40 не было ни одного автобуса в центр города, люди в это время едут на работу и учебу. И это не единоразово, каждый день такая проблема с транспортом: что в центр, что из центра не могу вечером уехать на Ленина, с площади иду пешком домой около двух километров», — рассказала одна из подписчиц группы.
«Ростовский Городской Транспорт» провёл расчёты и пришёл к выводу, что решить проблему можно, работая по двум направлениям: восстановить стабильную работу более коротких маршрутов и отправлять автобусы №№35, 42, минуя пробки.
- Восстановление стабильной работы более коротких маршрутов. Более короткие дублёры маршрутов №№35, 42, которые не заезжают к ЖК «Платовский» и, соответственно, не теряют время из-за большой пробки – это троллейбус №7 и автобус №50. Но на каждый из них сейчас выезжает 1-2 машины.
Вообще на троллейбусном маршруте №7 заявлено пять машин. В реальности интервал составляет от 45 минут до четырёх часов (утром на маршруте работает две машины, затем одна из них уходит на маршрут №17, вторая долго заряжается на Сельмаше). Маршрут вводился параллельно с отменой автобусов №№5, 58 «Центральный рынок – Сельмаш», на каждом из которых было по 10 машин. Учитывая ситуацию с маршрутами №№35, 42, можно снизить количество троллейбусов №№5, 9, работающих по улице Красноармейской, переставив их на маршруты №№2, 17, 22. Высвободившиеся троллейбусы с автономным ходом следует поставить на маршрут №7, делая короткие рейсы по участку «Центральный рынок – Сельмаш».
- Отправлять часть автобусов маршрутов №№35, 42 в часы пик с Ростовского моря, а не с ЖК «Платовский» (т.е. они не будут проезжать одну остановку в центр). Важным условием расчётов было сделать так, чтобы решение не навредило пассажирам, которые уезжают с ЖК.
В реальности несколько автобусов маршрута №42 уже так работает, и они существенно быстрее добираются к другим остановкам. Вот как проходили остановки автобусы маршрутов №№35, 42 в четверг, 7 сентября (отмечены отправления с ЖК «Платовский», поворота на ул. Каскадную, Сельмаша, площади Ленина, Центрального рынка, а также по направлению из центра – пл. Ленина, Сельмаш, Орская, возвращение на ЖК «Платовский»). Пометка «с моря» указана для машин, которые отправлялись не с ЖК «Платовский», а остановки «Ростовское море».
Данные позволили рассчитать интервалы, за которые автобусы проезжали участки маршрута между этими точками, а также среднее время, затраченное на прохождение всеми автобусами каждого участка. В таблице выделены показатели с наибольшим отклонением.
Основные потери времени происходят между двумя конкретными остановками – ЖК «Платовский» и Ростовским морем. И, если в среднем от ЖК «Платовский» до улицы Каскадной автобусы едут 13 минут, то с 6:30 до 8:30 на преодоление участка уходит до полутора часов. Автобусы, которые отправлялись с остановки «Ростовское море», проходили этот участок существенно быстрее – за пять-девять минут.
Таким образом, можно сделать диспетчеризацию маршрутов №№35, 42, при которой интервалы в час пик можно сократить с полутора часов до 15-20 минут, если часть автобусов запустить с остановки «Ростовское море» без ущерба для фактических интервалов с ЖК «Платовский».
В этом случае средний интервал выхода на маршрут составил около 25 минут для остановки «ЖК Платовский», и около 19 минут остановки на повороте на улицу Каскадную. Диспетчер может корректировать отправления, чтобы добиться интервала около 10 минут по большей части маршрута. Если анализировать данные за 7 сентября, то, чтобы скорректировать интервал, надо было выпустить с остановки «Ростовское море» пять автобусов, причём два из них там же и должны развернуться (т.е. не доезжать до ЖК «Платовский». Для маршрута №35 таких автобусов должно было быть четыре, развернуться на «Ростовском море» снова нужно было одному. Нужно, чтобы ГЦУПП засчитывал перевозчику эти обороты.
Для расчета времени прохождения маршрутов использовалось фактическое время, за которое автобусы проезжали конкретные участки в конкретные часы. Например, автобус №6033 в реальности выехал в 7:00 и проехал за 2 часа оборот. В расчётах предлагается сделать так, чтобы он выезжал с 7:50 с остановки «Ростовское море». Для расчёта времени, затраченного на его оборот, использовалось время автобуса, который работал в это время – 2 часа 30 минут. Через этот период он вернётся на ЖК «Платовский».
Такая корректировка отправлений существенно снизит влияния пробки без существенного ущерба для отправлений с ЖК «Платовский» (все эти автобусы станут в пробку фактически друг за другом).
Безусловно, это временное решение. Рассчитываем, что со строительством нового моста через Ростовское море ситуация с пробками в этом районе значительно улучшится.