В конце мая директор департамента транспорта Христофор Ермашов рассказал о планах по продлению трамвайных линий в микрорайон Левенцовский и в Александровку. Экономист-урбанист, директор автономной некоммерческой организации урбанистических решений «Фабрика города» Михаил Векленко рассказал порталу «Ростовский Городской Транспорт», где именно могут провести трамвай.
Западное направление
Известно, что по нынешним планам линия в микрорайон Левенцовский будет иметь длину 8,5 километров. Официально объявлено, что маршрут пройдёт по улице 339-й Стрелковой дивизии, а затем должен выйти в створ улицы Текучёва и к Будённовскому проспекту. Исходя из этих данных Михаил Векленко нарисовал, как может пройти линия трамвая.
«Улица 339-й Стрелковой дивизии, по генплану развития Ростова, должна продлиться до улицы Солженицына в Левенцовском микрорайоне. Как раз там ожидается будущий центр микрорайона, — говорит Михаил Векленко. — Для перехода через улицу Малиновского нужна эстакада или даже многоуровневая развязка».
По словам Михаила Векленко, власти фактически сказали, что улицу Текучёва реально сделать автомобильно-трамвайной. Но при этом остаются сомнения в том, что Новый (Текучёвский) мост сможет выдержать трамвай.
«Получается, там либо планируют сделать новый мост, либо мы чего-то не знаем», — отмечает урбанист. Далее трамвай может пройти вдоль улицы Лесопарковой по границе застройки и Ботанического сада, вплоть до улицы Мадояна.
«Вопрос вызывает кусок, который нужно расселить для того, чтобы провести эту линию. Вариантов два – чтобы ехать прямо с улицы 339-й Стрелковой дивизии можно расселить квартал между улицами Снеговой и Томской, потом Снеговой и Лесопарковой, либо от Чукотской до Сортового переулка три квартала. Один квартал уходит под автомобильно-трамвайное движение, как на улице 339-й Стрелковой дивизии, и остаётся квартал под высотное строительство. В данном районе высотное строительство уместно и даже приветствуется», — подчёркивает Михаил Векленко.
Напомним, что по словам Христофора Ермашова, потребуется реконструкция западного трамвайного депо и тяговых подстанций. Общая сумма затрат для прокладки линии оценивается в 11,5-12 млрд рублей.
Восточное направление
Второе направление должно соединить нынешнюю конечную трамвайного маршрута №1 «Госпиталь» и северную часть Александровки. По словам директора департамента транспорта, потребуется построить 8 километров трамвайного пути, включая эстакадный путепровод над Кизитериновской балкой с железнодорожными путями. Далее маршрут выйдет в створ проспекта 40-летия Победы к улице Вересаева, затем пройдёт по улице Златоустовской к кирпичному заводу. Для организации движения нужна будет реконструкция центрального трамвайного депо и тяговых подстанций. Общая сумма вложений в проект должна составить 10-10,5 млрд рублей.
Фактически линию предлагается провести севернее основной части проспекта 40-летия Победы (где ранее было зарезервировано место под трамвай). Однако от основных домов Александровки до новой линии будет выполняться пешеходная доступность. Кроме того, такая линия будет обслуживать и микрорайон, который появится на месте аэропорта.
«Я и сам представлял себе подобный маршрут, но сейчас увидел альтернативу, — говорит Михаил Векленко. — Улица Вересаева узкая, особенно в красных линиях. При рассмотрении застройки территории аэропорта надо смотреть не на сегодняшние фасады, а на потенциально новые, так как они поменяются».
По словам Михаила Векленко, альтернативный путь может выглядеть так: нынешний разворот на улице Буйнакской (конечная трамвайного маршрута №1) – улица Школьная – улица Вяземцева – улица Пулковская – улица Горсоветская – эстакада через Кизитеринку.
«В этом случае получаются те же 5,5 километров, но уже не до депо, а до Ченцова аж до 28-й линии, в противовес 39-й линии и Ереванской улице», — отмечает Михаил Векленко.
По его словам, такая альтернатива имеет несколько преимуществ:
1. Уход от улицы Вересаева, что позволяет сразу улицу Берберовскую рассматривать как магистраль и для общественного транспорта, и для автомобилей. При этом она будет как раз между Александровкой и Аэропортом.
2. Нужно восстановление трамвайных путей между 14-й и 28-й линиями по улице Ченцова. Тогда будет прямой выход на улицу Максима Горького, которую возможно сделать магистральной, в отличии от Станиславского, которую из-за ширины улицы невозможно обустроить как магистральную.
3. Маршруты с 28-й также смогут ехать и до площади Толстого с выходом на улицу Станиславского.
Реально ли построить?
В соцсетях после появления новости о продлении трамвая отнеслись к ней скептически, как к очередному прожекту и пиару властей. Однако построить такую линию сейчас реально как никогда в послесоветские годы. С 2019 года в правительстве России обсуждается масштабная программа обновления городского транспорта. Как утверждает «КоммерсантЪ», её инициатором стал ВЭБ.РФ, который рассчитывает получить под это средства Фонда национального благосостояния. На старте в программу войдут десять городов с инвестициями в 340 млрд руб., но в дальнейшем она может быть распространена более чем на тысячу городов, что предварительно оценено в 2,1 трлн руб. Напомним, что по такой программе уже обновлён транспорт в Твери (мы писали об этом ранее): с февраля 2020 года там стал работать единый оператор автобусных перевозок. Он получает оплату из бюджета за транспортную работу, а не за оплату проезда пассажирами.
Руководитель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов рассказывал, что госбанк работает над программой обновления парка в партнерстве с «Трансмашхолдингом» и «Синарой».
По словам главы Союза пассажиров Кирилла Янкова, в России концессионных проектов в сфере общественного транспорта почти нет. Их можно использовать для развития городского электротранспорта. Кирилл Янков утверждает, в коридорах с высоким пассажиропотоком и пробками проще и дешевле построить выделенную трамвайную линию, чем развязки для автобусов.