Принятую на основании расчётов и моделирования Программу комплексного развития хотят поправить, а дублирующими называют в том числе маршруты, имеющие одну общую остановку.
Департамент транспорта Ростова подготовил проект решения городской думы, который вносит изменения в ранее принятую программу комплексного развития транспортной инфраструктуры. В изменениях предлагается зафиксировать демонтаж контактной сети троллейбуса на проспекте Стачки от конечной остановки «ВОС» до улицы Тружеников. Речь идёт о троллейбусном маршруте №10. Проект будет представлен на голосование депутатов на заседании 13 августа в 10:00, при этом жители могут не позднее понедельника, 12 августа, могут оставить в аппарате городской думы на Большой Садовой, 47 заявку на присутствие на заседании.
«Мероприятие предложено на 2025 год в рамках создания сети линий внутригородского легкого рельсового транспорта (ЛРТ) в связи с запуском маршрута № 88 «ВОС – пл. К. Маркса», оптимизацией маршрута №16 «ВОС – Ц. Рынок» и дублированием схемы данного троллейбусного маршрута с маршрутами автобусов № 4, 16, 16А, 20, 26, 40, 41 44, 57, 64, 67, 67А, 71, 75, 88», — указывает в своём предложении и.о. директора департамента транспорта Александр Лисичкин.
Мы уверены, что эти аргументы несостоятельны, а решение ошибочно, но оно является следствием другого ошибочного решения.
- Вызывает вопросы, что в список дублирующих внесли, к примеру, автобус №75, который мало того, что почти не работает, так ещё имеет только одну общую остановку с троллейбусом №10. Кроме того, складывается ощущение, что Александр Лисичкин не знает, что маршруты №№4, 20, 41, 44, 57 не ездят вовсе на участке «ВОС – ул. Тружеников», а оставшиеся (автобусы №№26, 67А, 67, 71) едут только четверть этого пути. И именно этим пытаются аргументировать ликвидацию троллейбусных линий.
Непонятно, какая оптимизация маршрута №16 имеется ввиду – в 2023 году на него добавили один график (вместо 11 и 9 автобусов по будням и в выходные соответственно должны выезжать 12 и 10), но в реальности наблюдается недовыпуск.
Очевидно, что люди, которым надо в район ВОС, не сядут в транспорт, который идёт в другой микрорайон – например, в Левенцовку. Это относится и к будущему трамваю – он не будет ехать в район ВОС, следовательно, называть его дублирующим транспортом некорректно.
- В действующей редакции ПКРТИ, созданной на основе исследований и моделирования не только нет слов о ликвидации троллейбусного маршрута №10, но даже и предлагается его усиливать, заменяя именно автобусы троллейбусами, а не наоборот, как предполагается сейчас (справедливости ради укажем, что на маршруте №88 частично работают электробусы). Разрабатываемый сейчас документ планирования должен уточнять уже существующую ПКРТИ, а не менять её.
Можно, конечно, сказать, что выпуска на троллейбусный маршрут №10 нет с декабря — но сама сеть сохранена, а, значит, хоть завтра или в другой день, при наличии технической и кадровой возможности, а также и политической воли движение можно вернуть. А вот если контактная сеть будет ликвидирована, сделать это будет уже нельзя.
- Даже если представить вдруг, что троллейбусные линии будут мешать трамвайным, с учётом указанных решений можно запустить троллейбус №10 от ВОС по проспекту Стачки до улицы Зорге – на этом участке трамвайных линий не будет, а дальше запустить по Зорге — Коммунистическому — Тружеников, либо по уже существующей контактной сети троллейбусного маршрута №8 (ул. Зорге – пр. Коммунистический – ГПЗ-10 – ул. Портовая и так далее). Впрочем, учитывая, что у МУП «РТК» есть троллейбусы с автономным ходом, а кроме того планируется их дополнительная закупка, не проблема сохранить маршруты.
- Текущее ошибочное решение – следствие другой более грандиозной ошибки, а именно – планов по организации движения скоростного трамвая из Левенцовки именно по проспекту Стачки. На всю сеть (с учётом Суворовского, Верхнего Темерника и «Нового Ростова» предусмотрено 106 вагонов: 76 трехсекционных трамваев и 30 односекционных трамваев. Исходя из этого можно сосчитать, что интервал движения из Левенцовки в центр будет около пяти минут. Безусловно, этого хватит для нового микрорайона, но не хватит для того, чтобы вывозить весь Западный жилой массив. Поэтому нельзя отменять или даже сокращать маршруты №№4, 8, 16, 16А, 34, 34А или делать их подвозными к трамваю – пассажиры на проспекте Стачки в час пик могут в такой трамвай уже не поместиться. При этом для жителей Левенцовки нет точек притяжения на проспекте Стачки, разве что ТРЦ «Сокол». Урбанисты предупреждали, что линию из Левенцовки правильнее было бы тянуть в центр, к примеру, в створе улицы Лесопарковой – это позволило бы сохранить нынешние автобусные коридоры и организовать новый, трамвайный. Отказ от этой идеи повлёк сложности и другие ошибки. Два года шли постоянные разговоры о необходимости строительства эстакад, а теперь – об отмене как минимум одного троллейбусного маршрута. В будущем можно ожидать вал недовольства водителей личного транспорта, которые ездят по Стачки и проблемы с организацией выделенных полос как для трамвая, так и для оставшихся маршрутов автобусов. Впрочем, эту ошибку ещё не поздно это исправить.
В начале 2016 года власти уже намеревались совершить крупную ошибку — убрать трамвайные линии с улицы Станиславского, заменив рельсовый транспорт микроавтобусами. Тогда сохранение линий удалось отстоять и сегодня видно, что это было верным решением. Аналогично, нужно, как минимум, сохранить и троллейбусное движение по проспекту Стачки, а по возможности — вести трамвай из Левенцовки в центр по другой улице. Стоит отметить, что троллейбусные линии в Ростове не ликвидировали с начала 2000-х — более 20 лет. С этого времени была только консервация.