Разбираем, как устроена новая система, внедрённая в Верхневолжье в марте 2020 года.
В департаменте транспорта Ростова-на-Дону считают, что уйти от многих проблем в сфере (простои, невыполнение рейсов, недовыпуск на маршруты) можно, организовав работу единого перевозчика. Для этого предполагается создать структуру, которая будет отвечать за непосредственную работу транспорта и уже в свою очередь нанимать подрядчиков.
Начиная с февраля в Твери и Калининском районе Тверской области транспорт стал работать по такому принципу.
Какой транспорт был в Твери?
На линии работало несколько частных перевозчиков, был «хаос» из маршрутных такси. Муниципальные автобусы были уже не новыми (2007-2012 годов, несколько машин — 2014 года). До конца 2018 года в городе работала трамвайная система, а до апреля 2020 года сохранялось движение троллейбусов.
Как строится работа компании?
В ноябре 2019 года министерство имущественных и земельных отношений Тверской области разместило на сайте госзакупок 14 крупных аукционов на общую сумму 22,6 млрд рублей. Они предполагают работу на 85 маршрутах в Твери и Калининском районе. Срок действия договоров – с февраля 2020 года до декабря 2026 года.
Суть договоров в том, что заказчик оплачивает транспортную работу: иными словами, перечисляет деньги транспортной компании за то, что она вывела на определённые маршруты нужное количество подвижного состава, который работал необходимое время.
Эти средства будут собраны с пассажиров. Компания-подрядчик должна перечислять ГКУ «Организатор перевозок Тверской области» денежные средства, полученные от реализации пассажирам билетов. При этом заказчик имеет право проверять информацию об этом и выполнении рейсов через записи камер фото- или видеофиксации, навигационные треки, параметры движения, зафиксированные информационной системой навигации.
В отличии от концепции «кто предложит лучше», в конкурсной документации жёстко прописали минимально допустимые пороги для работы транспорта на линии: например, на начало осуществления перевозок автобусам не должно быть больше одного года, экологический класс должен быть не ниже Евро-5, мощность системы климат — контроля пассажирского салона не менее 18 кВт и так далее.
Что изменилось в маршрутах?
Ряд автобусных маршрутов в рамках выставленной сети в Твери продлили – причём и географически, и в плане времени работы. Но при этом полностью ликвидировали электротранспорт. Если трамвай в городе не работает с конца 2018 года, то троллейбусы в последний рейс вышли в середине апреля 2020 года. Власти заявляли, что «на них выйдут новые комфортабельные автобусы, количество рейсов будет увеличено».
По словам местных активистов, много маршрутов пустили в промышленную зону, однако не сделали нормальных остановок и тротуаров, поэтому в некоторых местах им неудобно разъезжаться.
Кто победил в конкурсе?
Два маршрута с автобусами среднего класса выиграл коммерческий перевозчик «СВТК». На остальных победило созданное в 2019 году ООО «Верхневолжское АТП», которое ранее в перевозках не участвовало. Как следует из базы данных kartoteka.ru, 51% компании принадлежит АО «Тверьавтотранс», а 49% — ООО «Контроль-сервис». АО «Тверьавтотранс» раньше было ГУП и принадлежит Комитет по управлению имуществом Тверской области.
Руководителем ООО «Контроль-сервис» является ООО «УК Автолайн-Транслайт», которое принадлежит московскому АО «Группа Автолайн». Само ООО «Контроль-сервис» принадлежит частному лицу.
В итоге победители в несколько этапов вывели на маршруты автобусы под единым брендом «Транспорт Верхневолжья». Одноимённое ООО является оператором оплаты проезда в городе, при этом принадлежит оно на 51% АО «Региональная газовая компания», которой владеет министерство имущества и земельных отношений Тверской области, а на 49% — ООО «МПК» которой владеет зарегистрированное на Кипре АО ООО Fredlake Holdings Limited.
При этом для работы на маршрутах ООО «Верхневолжское АТП» взяло у ВЭБ.РФ в лизинг 110 автобусов большого класса ЛиАЗ-5292 вместимостью 105 пассажиров, 314 автобусов среднего класса ЛиАЗ-4292, рассчитанных на транспортировку 73 человек, и 14 автобусов малого класса «ГАЗель NEXT» вместимостью 20 пассажиров. Эта закупка широко презентовалась в социальных сетях. По словам представителей ВЭБ.РФ, это самый масштабный проект, который был реализован в регионах. Объем финансирования составил 3,03 млрд рублей.
— Мы уверены, что жители Твери и Калининского района в ближайшее время почувствуют разницу в качестве транспортных услуг, которые коллеги будут предоставлять здесь. Мы уверены, что новый транспорт будет более удобным, комфортным и безопасным, — сказал заместитель председателя ВЭБ.РФ Артём Довлатов.
Как следует из презентационного ролика, все машины покрашены в синий цвет, внизу по борту нарисованы очертания моста в Твери, салоны напоминают московскую комплектацию ЛиАЗов – аналогичные кресла и большие экраны.
Единую визуализацию, похожую на московскую, получила наружная реклама и представление маршрутов.
Как происходит оплата?
ООО «Транспорт Верхневолжья» предлагает тарифное меню: проезд стоит 25 рублей при оплате разовой поездки безналичным способом банковской картой, социальной картой или транспортной картой «Волга», 29 рублей – при оплате наличными денежными средствами. Также пассажиры имеют возможность снизить стоимость проезда до 21 рубля в зависимости от количества поездок или дней, купив абонемент на определённое число поездок (5, 20, 40, 60) или дней (от 1 до 365). При этом абонементы можно купить и на обычные банковские карты, «привязав» их на сайте оператора.
Валидаторы, аналогичные московским, находятся у каждой двери в салонах автобусов.
Каков итог изменений?
Оценить, получили ли пассажиры в Твери новое качество транспортных услуг в условиях пандемии коронавируса сложно. Безусловно плюс – то, что в городе практически весь работающий транспорт не старше одного года, оформлен в едином стиле. Перевозчику нет смысла заниматься «простоями» на остановках, не выполнять рейсы или не выводить технику на линию – ведь ему платит не пассажир, а бюджет, исходя именно из показателей транспортной работы.
С другой стороны, в городе полностью ликвидирован электротранспорт. Местные активисты, слова которых не удалось подтвердить или опровергнуть, говорят, что муниципальные автобусы и троллейбусы последние 1,5 года не ремонтировались.
Кроме того, основная часть подвижного состава — это автобусы не большого, а среднего класса (хотя, при этом, в лучшем его проявлении). Но ООО «Верхневолжское АТП» лишь частично принадлежит городу, это влечёт за собой финансовые риски, а, следовательно, и риски для пассажиров: достаточно вспомнить историю, что ростовское ООО РТК «РусЭлТранс», занимавшееся обслуживанием троллейбусных маршрутов в донской столице, банкрот. Фактически, в Твери у города сейчас нет «полностью своего» парка автобусов. Хочется верить, что планируемая вторая серия транспортной революции в Ростове учтёт эти ошибки.
заглавное фото — группа VK «Тверской транспорт».