Она включает оптимизацию сети, создание тарифного меню, организацию условий для водителей и их меры по их привлечению.
Искусственный интеллект сейчас не только помогает не только решать простые задачи, но и формировать большие программы, учитывающие основные проблемы и пути их решения. Так, по просьбе «Ростовского Городского Транспорта» Сергей Пименов из Лаборатории Искусственного Интеллекта (ЛИИ) Центра Истинных Ценностей помог в написании программы развития транспортной отрасли Ростова-на-Дону на 2025-2030 годы.
Мы задали проанализировать, на что чаще всего жалуются пассажиры, водители, транспортные компании, дать решения, которые позволят поменять маршрутную сеть, предложить, как организовать работу разрывных графиков, как уменьшить время поездки пассажира, как искоренить переработки водителей и длительные простои на остановках в ожидании пассажиров, как организовать работу транспорта вечером по расписанию, с учётом случаев, когда могут возникнуть пробки или заболел водитель, что нужно организовать на конечных для удобства водителей, как привлечь больше водителей в сферу общественного транспорта, как организовать оперативное информирование пассажиров о работе транспорта, какими должны быть схемы на остановках.
На основе анализа проблем транспортного комплекса донской столицы получился проект, который включает в себя оптимизацию сети, создание тарифного меню, организацию условий для водителей и их меры по их привлечению. Программа составлена на пять лет, в неё входит только наземный транспорт.
Далее приводим в сокращённом виде основные параметры проекта. С полным текстом можно ознакомиться здесь.
Оптимизация маршрутов и режима работы водителей
И пассажиры, и водители, и перевозчики сходятся во мнении о необходимости реформ. Оптимизация маршрутной сети планируется через комплексную перестройку маршрутной схемы города с устранением избыточных дублирующих направлений. «Сейчас множество маршрутов следуют схожими путями, создавая конкуренцию за пассажиров. В рамках новой сети предполагается укрупнить маршруты: вместо нескольких параллельных мелких маршрутов – один магистральный маршрут на больших автобусах», — указано в программе.
Предполагается внедрение брутто-контрактов – когда город платит перевозчику за рейсы согласно расписанию, независимо от собранных денег. В пример приводятся Москва, где ввели такую схему в 2016 году, Пермь, Тверь, Омск – в 2019-м, Нижний Новгород – в 2020-м. Результат видится в том, что конкуренция «на дороге» сменится конкуренцией «за контракт» – повышая качество перевозок.
Для того, чтобы эффективно реализовать работу водителей, предлагается внедрение разрывных графиков – такой режим предусмотрен Трудовым кодексом. Он позволяет охватить часы пик тем же числом работников. Например, водитель работает с 6:00 до 10:00, затем перерыв, затем с 16:00 до 20:00, и это покрывает два пика спроса. Перерыв между частями смены водители смогут проводить в специально оборудованных комнатах отдыха на конечных остановках.
«Цифровой диспетчерский центр будет отслеживать выполнение графика и направлять резервных водителей туда, где образовался разрыв. Это поможет избежать ситуаций, когда водители перерабатывают, а на части маршрутов простой. Платить водителю предполагается за отработанные часы и выполненные рейсы, а не процент от собранных денег. Такая система устраняет стимул гоняться за пассажирами и нарушать график ради выручки. Количество часов переработки сократится, что повысит привлекательность работы. В часы пик на линию выйдут все запланированные машины, а в остальное время лишние водители не будут простаивать», — уточняется в проекте ЛИИ.
Целевые показатели качества поездки
По предложению искусственного интеллекта среднее время поездки пассажира (от выхода из дома до прибытия в пункт назначения внутри города) должно сокращаться ежегодно. Сейчас по оценкам жителей это может занимать 45–60 минут. Цель – снизить среднюю продолжительность поездки на 20% к 2030 году. Это будет достигнуто за счет ускорения движения (выделенные полосы, меньше ожидания) и удобных пересадок.
Важна также информированность и удовлетворенность время, затрачиваемое пассажиром на поиск информации о маршруте или ожидание неизвестного транспорта, сведется к минимуму.
Новые выделенные полосы для общественного транспорта на основных магистралях должны быть «бесшовными» – образуя единую сеть, позволяющую автобусам и трамваям двигаться без задержек по всему городу.
Меры по ускорению поездок и снижению простоев
Сокращение простоев на остановках: Будет строго регламентировано время задержки транспорта на промежуточных остановках. Сейчас транспорт нередко стоят по 3–5 минут на каждой крупной остановке в ожидании пассажиров (особенно на начальных пунктах) – это увеличивает время поездки. По новым правилам, водителю запрещается стоять на остановке дольше времени посадки-высадки. Полностью ликвидировать простои на остановках – одно из требований экспертов. Маршруты будут следовать по расписанию, а ожидание пассажиров «с улицы» отменяется – транспорт будет приходить по графику. Конечные остановки оснастят тайм-менеджментом: если расписание предусматривает отдых, он будет на конечной, но не посреди маршрута.
Динамическое диспетчерское управление: будет работать центральный диспетчерский пункт, следящий за движением каждого автобуса онлайн. Алгоритмы будут распределять интервал: если один автобус отстает из-за пробки, сзади следующий могут задержать на пару минут на остановке, чтобы избежать ситуации, когда машины идут одна за одной. Если образовался разрыв, диспетчер направит резервный автобус на линию (о том, где взять дополнительных водителей, будет сказано ниже). Вечером, когда пробки рассасываются, будет использоваться динамическое расписание: автобусы могут выполнять рейсы быстрее и не тянуть время специально.
Для самых длинных направлений рассматривается введение экспрессных рейсов с ограниченным числом остановок. Например, маршрут из Суворовского в центр может иметь экспресс-вариант, останавливающийся только на основных узлах. Это позволит части пассажиров доезжать быстрее.
Все перечисленные меры в совокупности позволят заметно ускорить движение транспорта. Время поездки сократится не только за счет большей скорости на дороге, но и благодаря отсутствию лишних задержек. Расчеты показывают, что реализация сети выделенных полос и устранение простоев могут сократить время в пути на 15-20% на многих маршрутах. Вечером транспорт не пропадет с улиц и людям не придется тратить деньги на такси. В результате общественный транспорт сможет конкурировать по быстроте с личным автомобилем в черте города, особенно учитывая экономию времени на парковку.
Обеспечение работы транспорта вечером и резервирование на внештатные ситуации
Один из важных элементов комфорта – наличие транспорта в поздние часы. Планируется продлить работу ключевых маршрутов до позднего вечера. Магистральные автобусные и трамвайные линии будут работать до 23:30-00:00 ежедневно (сейчас многие маршруты заканчивают движение около 22:00). Будут опубликованы вечерние расписания на всех основных маршрутах, чтобы пассажиры знали точное время отправления последних рейсов.
Резервные автобусы и водители: Для бесперебойной работы внедряется практика горячего резерва. В часы пик и вечерние часы в каждом автобусном парке/депо будет находиться 1–2 резервных экипажа наготове. Если какой-то водитель заболеет или автобус сломается/застрянет, на линию тут же выйдет резервный автобус, чтобы подхватить рейсы. Такая подмена предотвращает срыв расписания. Создается протокол реагирования на внештатные ситуации – крупные заторы, ДТП, коммунальные аварии. Диспетчерский центр в режиме онлайн отслеживает местоположение транспорта и дорожную обстановку (взаимодействие с ГИБДД). При возникновении пробкисистема рассчитает задержку и, если простой будет больше, чем 10–15 минут, отправит дублирующий автобус с другого конца маршрута, чтобы сохранить интервалы.
Это повысит доверие к транспорту: люди будут знать, что он ходит по расписанию в любое время дня, и даже непредвиденные проблемы решаются за счет внутреннего резерва системы.
Обустройство конечных станций для комфорта водителей
Туалеты на конечных пунктах: На каждой конечной станции маршрутов установят санитарные узлы.
Комнаты отдыха и точки питания: На конечных с длительным простоем (где по расписанию закладывается перерыв более 10–15 минут) будут оборудованы комнаты отдыха для персонала. Это утепленные вагончики или небольшие домики, где водитель может присесть, выпить чаю, перекусить и согреться зимой. Их оснастят кондиционером, обогревателем, кулером с водой, микроволновкой, чайником. В частности, планируется на крупных узлах (Центральный рынок, Главный автовокзал, пл. Карла Маркса и т.д.) открыть мини-буфеты для сотрудников транспорта.
Механизмы привлечения новых водителей в отрасль
Здесь предлагаются, в частности, стимулирующие выплаты: надбавки за классность, за безаварийную работу, за экономию топлива и пр.
Улучшение условий труда: Это и обустройство мест отдыха и удобные графики.
Обучение и переподготовка: Важнейший шаг – готовить новых водителей. Нужно организовать курсы обучения на категорию D) при транспортных предприятиях или профильных колледжах.
Реклама и популяризация профессии: Чтобы привлечь молодежь, будет проводиться информационная кампания: ярмарки вакансий, сотрудничество с центрами занятости, продвижение в соцсетях. Автопредприятия представят профессию водителя как стабильную и уважаемую. Возможны конкурсы мастерства (например, конкурс «Лучший водитель Ростова») с призами, освещение историй заслуженных водителей в СМИ. Власти вместе с перевозчиками запустят положительный образ: постеры «Водитель автобуса – лицо города!» и т.п.
Программы наставничества и карьерного роста: Для удержания кадров важно показать перспективу. Будет внедрена система наставников: опытные водители получают доплату за кураторство новичков. Лучшим водителям может быть предложено повышение – например, стать инструктором учебной части, диспетчером или бригадиром колонны. Также возможно карьерное продвижение до административных позиций.
Ожидаемый эффект: Эти меры в комплексе должны ликвидировать кадровый голод. Целевой показатель – привлечь не менее 300 новых водителей за пять лет. Улучшение условий позволит вернуть часть ушедших специалистов и предотвратить отток. Например, после повышения зарплат и улучшения условий в Нижнем Новгороде отток уменьшился, а за привлечение новых кадров там даже платят бонусы сотрудникам. В Ростове рассчитываем, что через 2-3 года профессия водителя перестанет считаться непрестижной: появится очередь желающих на обучение. В итоге пассажиры почувствуют результат – полностью укомплектованный штат обеспечит выполнение расписаний на 100%, без отмен рейсов из-за нехватки людей.
Цифровое информирование пассажиров: мобильные приложения и табло
Единая цифровая платформа информирования: В современном городе пассажир должен в реальном времени получать информацию о транспорте. Проект ЛИИ предлагает создать в Ростове мобильное приложение, оно позволит пассажиру: планировать маршрут (проложить путь с пересадками), видеть на карте в режиме онлайн движение автобусов/трамваев, получать прогноз времени прибытия на выбранную остановку и информацию о задержках. Данные GPS от всех перевозчиков будут поступать в систему и транслироваться пользователям.
Электронные табло на остановках: На наиболее оживленных узлах и конечных установят информационные табло прогнозирования прибытия.
Оформление схем на остановках: понятность и единый стиль
Единый стандарт остановочной информации: Все остановки города будут оснащены понятными схемами маршрутов и расписаниями в едином формате. Нужен «дизайн-код» для остановок, как сделали в Москве с привлечением дизайнеров.
Список маршрутов: На каждом остановочном павильоне размещается таблица всех проходящих маршрутов с указанием конечных пунктов и основных промежуточных (3–5 ориентиров на пути).
Расписание или интервалы: В зависимости от типа маршрута будет либо полное расписание, либо указание интервалов. Для маршрутов с фиксированным расписанием (обычно пригородные или с большими интервалами) вывешивается таблица отправлений по часам (от первой до последней). Для частых городских маршрутов – информация об интервале.
Ожидаемый эффект: Четкая и понятная навигация на остановках сократит когнитивные усилия пассажиров. Даже неподготовленный человек сможет быстро разобраться, какой маршрут ему нужен. Сократится число случаев, когда люди садятся не в тот автобус по незнанию.
«Транспортное меню» и организация удобных пересадок
Концепция «транспортного меню»: Данная концепция подразумевает, что у пассажира появляется набор удобных вариантов маршрута на любую поездку, подобно меню в ресторане. Вместо одной прямой маршрутки «от двери до двери» (как привыкли, но с долгим объездом и редким графиком) предлагается комбинация скоростных маршрутов. Задача города – сформировать это «меню» из различных маршрутов, обеспечив их стыковку и единую оплату, чтобы пересадки были действительно удобны.
Создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ): В ключевых точках города, где сходятся многие маршруты, будут обустроены удобные пересадочные узлы.
Введение пересадочного тарифа: Будет внедрен единый пересадочный билет «90 минут», как в Москве и других городах.
Согласование расписаний при пересадках: Для маршрутов, образующих важные пересадочные пары, департамент транспорта будет согласовывать расписание.
Развитие разнообразия маршрутов: «Транспортное меню» подразумевает, что город предоставляет разные виды транспорта под разные нужды. Будут развиваться экспресс-маршруты без лишних остановок для тех, кто готов пройти немного пешком, но доехать быстрее.
Информация о пересадках: Внедряемая система информирования будет уделять пересадкам особое внимание. На схемах остановок обозначены пересадки (значки других маршрутов). Внутри автобусов автоинформатор объявляет: «Следующая остановка: ЦУМ. Здесь можно пересесть на маршруты №№…».
Пример успешного внедрения: Москва в 2010-х годах сознательно перешла к концепции пересадочной сети: ликвидировала множество дублирующих прямых маршруток и ввела билет «90 минут».
Пересадки перестанут быть пугающими: они будут быстрыми, бесплатными и понятными, формируя единую транспортную систему вместо разрозненных маршрутов.
Методы контроля за оплатой проезда
Создается служба контроля (ревизоры) в штате города или перевозчиков. Эти контролеры будут в гражданской одежде или форме внезапно входить на маршруты и проверять у всех пассажиров наличие оплаченного проезда (путем проверки транспортных карт специальным устройством и визуально – билетов). Штраф за безбилетный проезд планируется установить значительным, например 1000 руб, чтобы отбить охоту рисковать.
Для обновления подвижного состава предлагается использовать федеральный бюджет и нацпроекты, банковские кредиты и лизинг, концессии и ГЧП.