Сделана на основе внутреннего экспертного аудита с юридической, практической и научных сторон, анализируя существующие мировые и российские аналоги.
Работа транспортного комплекса несколько десятилетий вызывает справедливые нарекания ростовчан. Для решения проблемы нужен качественный рывок и изменения в подходах. «Ростовский Городской Транспорт» собрал весь многолетний опыт и предложил глобальное решение по развитию транспортного комплекса на основе внутреннего экспертного аудита с юридической, практической и научных сторон, анализируя существующие мировые и российские аналоги.
Благодаря выстроенному диалогу мы рассмотрели основные «боли» транспортного комплекса с четырёх сторон: пассажира, водителя, перевозчика, администрации. Важно отделять водителей от перевозчиков, поскольку их интересы в сфере отличаются.
Существующие проблемы транспортного комплекса Ростова-на-Дону
Для пассажиров
- Непредсказуемость скорости и времени приезда транспорта (каждый день приезжает в разное время)
- Отсутствие стабильной работы ряда маршрутов
- Неудобные пересадки (через подземный переход или два светофора)
- Нет оперативной информации (можно ждать транспорт на остановке, но ни в АТП, ни в ГЦУПП не скажут, приедет ли он в принципе и когда)
Для водителей
- Плановое задание
- Тяжёлый режим работы (много часов за рулём)
- Обязанность контактировать с пассажирами (скандалы, недопонимания)
- Не всегда достаточная заработная плата (есть маршруты, где водители получают 180 тысяч рублей, но есть и те, кто получает за работу 68 тысяч рублей)
Для администрации
- Зависимость от перевозчиков (из-за нехватки водителей предприятия могут диктовать свою волю и не реагировать на обращения)
- Нехватка финансирования (средства нужны на обновление техники и переход на брутто-контракты)
- Бессилие перед жалобами (то, что «применяются меры гражданско-правовой ответственности» стало уже локальным мемом, но ситуация радикально не меняется)
Для перевозчиков
- Нехватка водителей, существующие меры поддержки не решают кадровый голод
- Переработки существующих водителей
- Зависимость от маршрутов и пробок (одни маршруты прибыльные, а другие – убыточные, при этом транспортную работу снижают пробки)
- Недостаток прибыли
Что нужно поменять?
- Организовать предсказуемость и стабильность.
Текущее состояние:
- Пассажир не может понять, когда приедет транспорт и будет ли он вообще
- Зависимость работы транспорта от пробок
- Процедура введения выделенных полос может занимать более полутора лет, пример – выделенная полоса на проспекте Ленина (это время идёт выделение средств, моделирование, тендер на реализацию)
Желаемое будущее
- Ускорение введения выделенных полос на уровне муниципалитета
- Введение «бесшовных» выделенных полос на пути ОТ
- Введение публичных вечерних расписаний «из возможностей АТП», которые будут соблюдать неукоснительно

- Уход от простоев на остановках
Текущее состояние
- Простои снижают качество услуг и предсказуемость ОТ
- Простои – причина №1 оттока пассажиров на личные автомобили (на этот счёт проводилось мини-исследование)
- Расходуются лишние ресурсы водителей и машин (тот же интервал при работе без простоев можно поддерживать меньшим количеством автобусов)
- Снижение общей рентабельности рейсов (автобус едет до конечной дольше – привозит меньше выручки)
Желаемое будущее
- Жёсткий контроль и полная ликвидация простоев (сейчас нет глубокого понимания этой проблемы)
- Экономия ресурсов водителей и машин
- Увеличение общего количества пассажиров за счёт роста привлекательности ОТ
- Улучшение условий водителей
Текущее состояние
- Не у всех маршрутов есть конечные с туалетами и возможностью принять пищу
- Необходимость быть «кассиром», принимать деньги пассажиров и следить за транспортными картами
- Переработки
- Низкая привлекательность труда
- Необходимость вести плановое задание
Желаемое будущее
- Организация конечных остановок с туалетами и местами для приёма пищи водителями
- Плановое задание не в деньгах, а в рейсах и графике
- Изменении регионального законодательства для разнесения стоимости оплаты за проезд по безналичной и наличной форме
- Популяризация работы на городских праздниках, дни открытых дверей, рассказы о жизнях водителей в визуальных материалах (например, в Москве размещается реклама с лицами водителей, а в Санкт-Петербурге проводят дни транспорта с экскурсиями, викторинами и т.п.)
- Приглашение профессиональных HR в АТП


- Введение разрывных графиков
Текущее состояние
- Транспорт на некоторых направлениях катается пустым в «меж пик»
- Генерируются убытки, усталость водителей
Желаемое будущее
- Часть машин на ряде маршрутов должна работать только в часы пик
- Улучшение условий работы водителей
- Строго прописать эти решения в контрактах
- Оптимизация маршрутной сети и увеличение классов машин
Текущее состояние
- Новые конкурсы не решили проблему «мёртвых» маршрутов (автобус №50 закрыт, автобусы №№13, 74, 75 и ряд других так и не стали ездить с разумными интервалами)
- Много дублирующих маршрутов
- В условиях нехватки водителей малый и средний класс на ряде маршрутов – расточительство
- Неудобные пересадки – через подземные переходы или несколько светофоров
Желаемое будущее
- Оптимизация маршрутной сети с отменой дублирования (на основе ПКРТИ)
- Повышение классов на большинстве маршрутов, при необходимости – переобучение водителей (например, на маршрутах №№51, 61 есть пассажиропоток под средний или большой класс, но ездят малые автобусы)
- Тотальное внедрение автобусов особо большого класса
- Везде, где возможно, организация пересадок «от двери к двери»
- Сохранение вместимости транспорта при меньшем количестве водителей, повышение стабильности

- Единый бренд транспорта и информирование
Текущее состояние
- Общественный транспорт вызывает негативные ассоциации
- Визуальная «разрозненность»
- Слабое информирование об изменениях
- Нет визуализации
Желаемое будущее
- Создание единого бренд-бука транспорта (начиная от цвета подвижного состава и заканчивая объявлениями на остановках)
- Информирование об изменениях в сети и на остановках
- Визуализация схем на карте
- Повышение лояльности к системе транспорта в целом
- Главная реформа: введение брутто-контрактов
Идея использует опыт других городов (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Новокузнецк) и текущие нарекания всех участников сферы.
Параметры реформы:
- Каркас транспортной системы — 60-65 магистральных и социальных маршрутов на брутто-контрактах (оплата транспортной работы)
- Существенные штрафы за нарушения расписаний и условий обслуживания пассажиров
- Остальные маршруты – по нерегулируемому тарифу (устанавливает перевозчик)
- Пересадочный тариф «90 минут» и проездные по примеру Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Праги
- Создание муниципальной транспортной инспекции для контроля оплаты (требуются изменения в областной закон «Об административных правонарушениях»)
Вот как такая инспекция работает в Москве:
Введение тарифного меню ускорит транспорт
Сегодня посадка в транспортное средство в часы пик может длиться до 2-3 минуты даже без простоев – из-за входа в одну дверь (фактически складывается ситуация «оплатил, и ищешь дверь, куда влезешь»)
Благодаря тарифному меню и работе муниципальной инспекции можно будет заходить и выходить в любую дверь. Значит, фактическое количество транспорта будет меньше при том же интервале.
Пересадки должны быть удобными. Например, сегодня житель СЖМ, который едет в районе пл. Энергетиков, пересаживается на Максима Горького (Красноармейской), долго возвращается назад и переход долгий светофор, затем идёт ещё полквартала до остановки. Это неудобно. Нужна пересадка на том же квартале, с минимальным переходом пассажира (исходя из текущих нормативов ПДД и т.п.). Там, где можно сделать максимально удобно — надо делать максимально удобно.
Какие вызовы нужно решить для реформы?
- Нагрузка на бюджет: для финансирования брутто-контрактов нужна помощь регионального и, возможно, федерального бюджетов
- Необходимость создать муниципальную инспекцию и легализовать штрафы для «зайцев»
- Расчёт оптимального тарифа в тарифных меню
- Необходимость организовать условия для работы перевозчиков (туалеты, комнаты отдыха и т.п.)
Какие преимущества?
Пассажиру
- Стабильный и предсказуемый транспорт
- Высокий уровень сервиса
- Повышение производительности
- Понятная система
Перевозчику
- Полная компенсация расходов на брутто-контрактах
- Возможность планирования будущего (снижение рисков и зависимости от маршрутов, числа пассажиров и т.п.)
- Улучшение условий для сотрудников
Администрации
- Стимуляция экономики за счёт роста числа ездок и рост налоговых поступлений (отложенная выгода для всего города)
- Решение назревшей проблемы
- Реальные рычаги управления отраслью (перевозчики будут выполнять условия либо получать чувствительные штрафы)