Программа глобальной модернизации транспорта Ростова

Сделана на основе внутреннего экспертного аудита с юридической, практической и научных сторон, анализируя существующие мировые и российские аналоги.

Работа транспортного комплекса несколько десятилетий вызывает справедливые нарекания ростовчан. Для решения проблемы нужен качественный рывок и изменения в подходах. «Ростовский Городской Транспорт» собрал весь многолетний опыт и предложил глобальное решение по развитию транспортного комплекса на основе внутреннего экспертного аудита с юридической, практической и научных сторон, анализируя существующие мировые и российские аналоги.

Благодаря выстроенному диалогу мы рассмотрели основные «боли» транспортного комплекса с четырёх сторон: пассажира, водителя, перевозчика, администрации. Важно отделять водителей от перевозчиков, поскольку их интересы в сфере отличаются.

Существующие проблемы транспортного комплекса Ростова-на-Дону

Для пассажиров

  • Непредсказуемость скорости и времени приезда транспорта  (каждый день приезжает в разное время)
  • Отсутствие стабильной работы ряда маршрутов
  • Неудобные пересадки (через подземный переход или два светофора)
  • Нет оперативной информации (можно ждать транспорт на остановке, но ни в АТП, ни в ГЦУПП не скажут, приедет ли он в принципе и когда)

Для водителей

  • Плановое задание
  • Тяжёлый режим работы (много часов за рулём)
  • Обязанность контактировать с пассажирами (скандалы, недопонимания)
  • Не всегда достаточная заработная плата (есть маршруты, где водители получают 180 тысяч рублей, но есть и те, кто получает за работу 68 тысяч рублей)

Для администрации

  • Зависимость от перевозчиков (из-за нехватки водителей предприятия могут диктовать свою волю и не реагировать на обращения)
  • Нехватка финансирования (средства нужны на обновление техники и переход на брутто-контракты)
  • Бессилие перед жалобами (то, что «применяются меры гражданско-правовой ответственности» стало уже локальным мемом, но ситуация радикально не меняется)

Для перевозчиков

  • Нехватка водителей, существующие меры поддержки не решают кадровый голод
  • Переработки существующих водителей
  • Зависимость от маршрутов и пробок (одни маршруты прибыльные, а другие – убыточные, при этом транспортную работу снижают пробки)
  • Недостаток прибыли

Что нужно поменять?

  1. Организовать предсказуемость и стабильность.

Текущее состояние:

  • Пассажир не может понять, когда приедет транспорт и будет ли он вообще
  • Зависимость работы транспорта от пробок
  • Процедура введения выделенных полос может занимать более полутора лет, пример – выделенная полоса на проспекте Ленина (это время идёт выделение средств, моделирование, тендер на реализацию)

Желаемое будущее

  • Ускорение введения выделенных полос на уровне муниципалитета
  • Введение «бесшовных» выделенных полос на пути ОТ
  • Введение публичных вечерних расписаний «из возможностей АТП», которые будут соблюдать неукоснительно
Простои на остановках не только тратят время пассажиров, но и делают рейсы менее рентабельными.
  1. Уход от простоев на остановках

Текущее состояние

  • Простои снижают качество услуг и предсказуемость ОТ
  • Простои – причина №1 оттока пассажиров на личные автомобили (на этот счёт проводилось мини-исследование)
  • Расходуются лишние ресурсы водителей и машин (тот же интервал при работе без простоев можно поддерживать меньшим количеством автобусов)
  • Снижение общей рентабельности рейсов (автобус едет до конечной дольше – привозит меньше выручки)

Желаемое будущее

  • Жёсткий контроль и полная ликвидация простоев (сейчас нет глубокого понимания этой проблемы)
  • Экономия ресурсов водителей и машин
  • Увеличение общего количества пассажиров за счёт роста привлекательности ОТ
  1. Улучшение условий водителей

Текущее состояние

  • Не у всех маршрутов есть конечные с туалетами и возможностью принять пищу
  • Необходимость быть «кассиром», принимать деньги пассажиров и следить за транспортными картами
  • Переработки
  • Низкая привлекательность труда
  • Необходимость вести плановое задание

Желаемое будущее

  • Организация конечных остановок с туалетами и местами для приёма пищи водителями
  • Плановое задание не в деньгах, а в рейсах и графике
  • Изменении регионального законодательства для разнесения стоимости оплаты за проезд по безналичной и наличной форме
  • Популяризация работы на городских праздниках, дни открытых дверей, рассказы о жизнях водителей в визуальных материалах (например, в Москве размещается реклама с лицами водителей, а в Санкт-Петербурге проводят дни транспорта с экскурсиями, викторинами и т.п.)
  • Приглашение профессиональных HR в АТП
Конечная у водителей в Санкт-Петербурге.
Реклама водителей в Москве — это ещё и рост престижа профессии.

  1. Введение разрывных графиков

Текущее состояние

  • Транспорт на некоторых направлениях катается пустым в «меж пик»
  • Генерируются убытки, усталость водителей

Желаемое будущее

  • Часть машин на ряде маршрутов должна работать только в часы пик
  • Улучшение условий работы водителей
  • Строго прописать эти решения в контрактах
  1. Оптимизация маршрутной сети и увеличение классов машин

Текущее состояние

  • Новые конкурсы не решили проблему «мёртвых» маршрутов (автобус №50 закрыт, автобусы №№13, 74, 75 и ряд других так и не стали ездить с разумными интервалами)
  • Много дублирующих маршрутов
  • В условиях нехватки водителей малый и средний класс на ряде маршрутов – расточительство
  • Неудобные пересадки – через подземные переходы или несколько светофоров

Желаемое будущее

  • Оптимизация маршрутной сети с отменой дублирования (на основе ПКРТИ)
  • Повышение классов на большинстве маршрутов, при необходимости – переобучение водителей (например, на маршрутах №№51, 61 есть пассажиропоток под средний или большой класс, но ездят малые автобусы)
  • Тотальное внедрение автобусов особо большого класса
  • Везде, где возможно, организация пересадок «от двери к двери»
  • Сохранение вместимости транспорта при меньшем количестве водителей, повышение стабильности
Сегодня в Ростове работают восемь автобусов особо большого класса. Это количество нужно увеличивать.
  1. Единый бренд транспорта и информирование

Текущее состояние

  • Общественный транспорт вызывает негативные ассоциации
  • Визуальная «разрозненность»
  • Слабое информирование об изменениях
  • Нет визуализации

Желаемое будущее

  • Создание единого бренд-бука транспорта (начиная от цвета подвижного состава и заканчивая объявлениями на остановках)
  • Информирование об изменениях в сети и на остановках
  • Визуализация схем на карте
  • Повышение лояльности к системе транспорта в целом
  • Главная реформа: введение брутто-контрактов

Идея использует опыт других городов (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Новокузнецк) и текущие нарекания всех участников сферы.

Параметры реформы:

  • Каркас транспортной системы — 60-65 магистральных и социальных маршрутов на брутто-контрактах (оплата транспортной работы)
  • Существенные штрафы за нарушения расписаний и условий обслуживания пассажиров
  • Остальные маршруты – по нерегулируемому тарифу (устанавливает перевозчик)
  • Пересадочный тариф «90 минут» и проездные по примеру Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Праги
  • Создание муниципальной транспортной инспекции для контроля оплаты (требуются изменения в областной закон «Об административных правонарушениях»)

Вот как такая инспекция работает в Москве:

Введение тарифного меню ускорит транспорт

Сегодня посадка в транспортное средство в часы пик может длиться до 2-3 минуты даже без простоев – из-за входа в одну дверь (фактически складывается ситуация «оплатил, и ищешь дверь, куда влезешь»)

Благодаря тарифному меню и работе муниципальной инспекции можно будет заходить и выходить в любую дверь. Значит, фактическое количество транспорта будет меньше при том же интервале.

Пересадки должны быть удобными. Например, сегодня житель СЖМ, который едет в районе пл. Энергетиков, пересаживается на Максима Горького (Красноармейской), долго возвращается назад и переход долгий светофор, затем идёт ещё полквартала до остановки. Это неудобно. Нужна пересадка на том же квартале, с минимальным переходом пассажира (исходя из текущих нормативов ПДД и т.п.). Там, где можно сделать максимально удобно — надо делать максимально удобно.

Какие вызовы нужно решить для реформы?

  • Нагрузка на бюджет: для финансирования брутто-контрактов нужна помощь регионального и, возможно, федерального бюджетов
  • Необходимость создать муниципальную инспекцию и легализовать штрафы для «зайцев»
  • Расчёт оптимального тарифа в тарифных меню
  • Необходимость организовать условия для работы перевозчиков (туалеты, комнаты отдыха и т.п.)

Какие преимущества?

Пассажиру

  • Стабильный и предсказуемый транспорт
  • Высокий уровень сервиса
  • Повышение производительности
  • Понятная система

Перевозчику

  • Полная компенсация расходов на брутто-контрактах
  • Возможность планирования будущего (снижение рисков и зависимости от маршрутов, числа пассажиров и т.п.)
  • Улучшение условий для сотрудников

Администрации

  • Стимуляция экономики за счёт роста числа ездок и рост налоговых поступлений (отложенная выгода для всего города)
  • Решение назревшей проблемы
  • Реальные рычаги управления отраслью (перевозчики будут выполнять условия либо получать чувствительные штрафы)