Три способа, которыми пользуются транспортники, чтобы транспорт на линии якобы был, но вы им не уехали.
В администрации Ростова неоднократно говорили, что проверяют количество транспорта на линии по состоянию на 22:00. Отчёт именно на это время даёт лицам принимающим решение картину работы. За недовыпуски перевозчикам выписываются штрафы.
В условиях нехватки водителей и явного нежелания понимать важность вечерней работы по графику транспортники Ростова идут на различные ухищрения, чтобы, с одной стороны, попасть в отчёт и показать, что машины на линии есть, а с другой стороны – иметь возможность сразу же после заветной минуты поехать в гараж. По сути всё это – продолжение скандальной эпопеи с «Ипопат-Юг», когда вместо автобусов с нужными ГЛОНАСС-маячками на линию в 21:50 выезжали легковушки и «затухали» в 22:10.
Безусловно, здесь могут быть контраргументы о том, что водители работают с раннего утра и вторых смен, как правило, нет. Но сложно представить в требованиях пассажира «хочу, чтобы приехал именно водитель, работающий с утра, а не какой-то другой». Следовательно, проблема, по сути, в неудачной организации работы. И, что самое главное, которую пытаются выдать за удачную несколькими способами. Поскольку из-за недовыпуска перевозчикам выписывают штрафы, у кого была мотивация их придумать – у водителей или их начальства – ответ очевидный.
Мы разобрали основные способы «показухи» на линии и ответы транспортных компаний в ключе «вы сами виноваты». Для публикации скриншотов мы использовали сервис bus.perseus.su – он показывает, как ехал транспорт в прошлом.
- «А постоять?» или автобусы стоят на конечных и ждут 22:00.
Занимаются этим машины и коммерческих перевозчиков, и муниципальных – хотя, по сути, последние должны быть образцом работы. Автобусы №33 и №56 скапливаются на конечной «Верхний Темерник» и ждут заветного времени с включённым ГЛОНАСС.
Попали в отчёт, что якобы находятся на маршруте? Можно ехать по своим гаражам. И получается, что официально транспорт на Верхний Темерник есть, только уехать им уже нельзя.
Если пассажир позвонит в транспортную компанию, то ему либо скажут, что такой график на линии, либо что автобусы именно сегодня поломались. Опционально — что есть проблемы с отображением ГЛОНАСС. Один раз звонящему сказали «Да вы время уже видели?».
Аналогичная ситуация с электробусами №88 и №58. Последние с момента открытия неоднократно делали вид, что заряжаются на Сельмаше и ждут 22:00. Иногда стояли даже вдвоём – хотя на одной зарядке два электробуса сразу не зарядить. Представители перевозчика заверили, что сейчас такого не происходит.
- «Я – черепаха», или езда медленно по центру до точки, после которой можно съехать с линии.
Реализовал это, к нашему удивлению, муниципальный перевозчик. Расскажем на примере автобуса №42. Водитель отправляется в 21:35 (по расписанию) от Центрального рынка и предупреждает, что едет только до улицы Погодина (в районе площади Ленина). При этом автобус двигается со скоростью 5 км/ч – полагаем, что это для того, чтобы не уехать слишком далеко к 22:00. Через несколько минут после «часа икс» можно всех высадить и поехать в гараж. В отчёт попал, но рейс, по факту, не сделал. Зато, если пассажиры с проспекта Ленина или ЖК «Платовский» будут жаловаться, что не могли уехать, можно будет сказать, что автобус был. Сами виноваты, что не заметили.
- «Дьявол в деталях» или работа транспорта в одну сторону – в сторону гаража
Вечером после работы, учёбы или театра вы можете ждать транспорт из центра. И он на линии есть. И даже едет. Но только – в центр. Транспорт же на линии есть? А остальное уже детали для отчёта. Опционально можно пожаловаться департаменту транспорта, что вечерние рейсы невыгодны и в них некого возить.
Этим промышляют, к примеру, те же электробусы №58. Сюда же можно отнести, к примеру, автобусы №93, которые едут после 21:00 уже только в восточном направлении.
Удивительно, что это происходит в миллионном городе. Ещё удивительней, что такое происходит и с автобусами муниципальных перевозчиков.
Разумеется, далеко не весь транспорт именно имитирует свою работу, так говорить было бы неправильно. Делают это несколько предприятий. Но люди, которые занимаются такими вещами, явно не думают о своих пассажирах и о развитии Ростова.
Как с этим можно бороться? Ввести чёткие реальные графики исходя из возможностей перевозчиков, чтобы об отправлении знали все пассажиры. Тогда пассажиры и транспорт смогут найти друг друга.