Системой безналичной оплаты проезда в транспорте Ростовской области занимается ООО «АРПС». Заместитель директора компании Алексей Торицын рассказал «Ростовскому Городскому Транспорту», можно ли будет в автобусах донской столицы платить «Тройкой», а в столичных – «Простором», какое развитие получит мобильное приложение и почему заменят валидаторы в транспорте.
– В июне 2024 года была реализовано пополнение транспортных карт через СБП, что впервые позволило уйти от комиссии при дистанционном пополнении. Однако остаются проблемы на старых устройствах под управлением Android. «За бортом» оказались и владельцы IPhone. Какие есть решения?
– Приложение постоянно обновляется. В первую очередь мы реагировали на массовые обращения, в том числе по китайским моделям. Столкнулись с тем, что у каждого производителя есть специфика работы с NFC. Например, часть из них делает надстройки над Android, которые «перехватывают» обращения с NFC. Проблема есть и со старыми смартфонами на Android, но не всех брендов – в вопросе также планируем разобраться. Но с запуском возможности пополнения через СБП количество пользователей приложения выросло – всё больше из зарегистрированных порядка 98 тысяч аккаунтов «оживают». Растёт и число пополнений с одного аккаунта. Здесь помогла и акция с кэшбеком, которая сейчас идёт у НСПК.
Касаемо IPhone – проблема в закрытом доступе для работы с NFC. Его Apple обещает открыть, как они говорят, без ограничений, в ноябре. Как только это будет доступно для российских разработчиков, мы выпустим приложение под iOS – у нас уже оно готово, нужен только функционал чтения и записи карты. Будет ли доступ к NFC полным, пока никто не знает.
– В 2024 году оставшиеся две категории региональных льготников, детей сирот и социальных работников, переводят на электронные карты «Простор». В чём были сложности?
– По соцработникам было требование министерство труда и соцразвития региона реализовать функционал ограничения по времени – чтобы льготой можно было пользоваться только в рабочее время. У поставщиков процессинговых систем такого функционала не было, они не понимали, как это можно отследить. Сегодня в регионе работают системы «Золотой короны», «СберТройки», а трамваях «Синары» в Таганроге стоит «Элбиус» – все три системы пришлось существенноно модернизиировать. Хотя всего карт соцработников по региону выпустили порядка 400.
Для детей-сирот выпустили примерно 8500 карт. По ним были организационные вопросы, которые вылились в трёхмесячный процесс подготовки технического решения. Тем не менее, эта система уже внедрена. Были сбои, связанные с блокировкой карт детей-сирот, которые мы решили в рабочем режиме.
– Порой пассажиры могут забыть о поездке и думают про двойные списания. Сегодня для того, чтобы узнать, где использовалась карта, нужно приходить в офис «АРПС». Есть ли планы реализовать просмотр истории поездок в приложении?
– Да. Функционал личного кабинета пассажира мы планируем развить в конце 2024 – начале 2025 годов. Помимо истории поездок хотим реализовать ряд дополнительных функций – обращения с регистрацией, чат-бот с помощником. Также мы хотим, чтобы личный кабинет получил элементы персонификации. Пока это будет добровольно, однако, если пассажиры будут готовы ввести фамилию, имя, возраст и номер мобильного телефона, то им будут доступны дополнительные сервисы или кэшбек-программы. Это будет способ стимулирования интереса к карте «Простор». Сейчас в целом политика государства ведёт к уменьшению доли анонимных платежей, и мы не единственные, кто реализует такой функционал: в прошлом году аналогичная возможность появилась у московской «Тройки». За ввод данных пользователи получили дополнительные бонусы и кэшбек.
Также у нас есть планы на виртуализацию – внутри приложения можно будет сгенерировать транспортную карту. То есть человеку не нужно будет идти и покупать носитель, что особенно важно в условиях проблемы с поставками чипов из-за санкций. Кроме того, и чипы, и пластик дорожают, а зачем пассажирам нужна дорогая карта? Поэтому виртуализация – логичный путь. Система будет работать с NFC-модулем смартфона.
– Виртуальная карта не будет привязана к существующей физической?
– В целом это будет самостоятельный продукт. Но для людей, которые захотят перенести баланс с физической карты, мы сделаем такой функционал. Предполагаем, что продукт будет конкурировать с банковскими картами в вопросе оплаты проезда. Также будет реализовано решение с одноразовыми билетами в виде QR-кодов. Такие тесты уже были в 2019 и 2020 годах, но мы отказались от внедрения, потому что генерация кода происходила долго. Сейчас технологические решения доработаны, поэтому вернёмся к этому вопросу.
– Будет ли виртуализация карты доступна для льготников?
– Планируем, что она будет в привязке к физическому носителю. Это связано с установленной процедурой выдачи такой карты. Но если льготнику будет удобно, он сможет пользоваться виртуализацией, нужно будет ввести номер карты в приложении. Конечно, если право льготы будет утеряно, то виртуальная карта прекратит работу. Сохранить баланс можно будет, перевыпустив карту.
– Планируется ли внедрять в приложении статистику поездок по различным маршрутам, а также статистику по экономии – ведь проезд по «Простору» дешевле остальных способов оплаты?
– За исключением некоторых педантов, чаще всего для людей это игровой показатель, который просто интересно посмотреть. Такие данные заставляют задуматься о своих расходах. Однако из-за того, что у нас в системе не реализована геолокация, нельзя, к примеру, показать любимые остановки. Смотрим на опыт Израиля, где вход и выход в транспорт фиксируется при помощи Bluetooth – в салоне стоят считыватели, а в мобильном приложении генерируется код. Считывается также и выход. Но точность системы невысокая, порядка 99%, этого очень мало для общественного транспорта. Думаем, как решить этот вопрос.
Кстати, плохо, что отказались от системы геопозиционирования транспорта через Wi-Fi в концессии по остановочным комплексам – это могло бы позволить более точно информировать граждан о нахождении единиц транспорта, чем это происходит из-за ограничений сейчас. Будем надеяться, что это решение внедрят потом – ведь в существующей системе погрешность достаточно большая.
– Какие дополнительные возможности может получить пользователь, который введёт свои данные в приложении «Простор»?
– Например, возможность аренды средств индивидуальной мобильности (СИМ). Хотим предложить участникам рынка идентификацию поездки по карте «Простор». Такой опыт уже есть в Москве и большое количество людей использует «Тройку» для поездок. Ведь СИМ чаще всего пользуются чаще всего те же люди, кто ездит в общественном транспорте. Для московских пользователей оплата «Тройкой» дешевле, поскольку у оператора нет эквайринга. При этом в Ростове-на-Дону достаточно большой сезон проката, с марта по октябрь-начало ноября.
– В 2022 году в Ростове установили 10 городских туалетов, где оплата возможна только банковской картой. Планируете ли работать с этой системой?
– Опыт Москвы показал, что люди, пользующиеся платными туалетами, больше всего платят именно картой «Тройка». У части людей есть страх использования банковской карты в общественных местах – в случае возможной потери последствия неисоизмеримы по сравнению с транспортной. Например, на картах «Простор» средний баланс у нас 700-800 рублей. А потеря банковской карты может повлечь мошеннические действия или проблемы с поступлением зарплаты. Поэтому часто транспортную карту используют как мини-кошелёк. Поэтому рассмотрим и возможность предложить оплату туалетов в Ростове «Простором».
Вообще мы хотим, что карта «Простор» стала картой жителя. Можно пофантазировать – например, транспортной картой в теории можно открывать домофон, такие решения уже есть. Повышает ли это уровень удобства человека? Да. Или можно, как в Самаре, делать скидки при посещении туристических мест. Распространения карт в гостиницах будет побуждать к тому, чтобы пойти в конкретный музей.
– В Москве карты «Тройка» есть в виде браслетов и брелков. Будет ли что-то похожее в Ростове?
– Для этого нужно кардинальное изменение инфраструктуры. В брелках и браслетах используются чипы с небольшой антенной частью, что требует мощного считывателя. В нынешних терминалах срабатывание таких устройств, исходя из наших тестов, получается через раз – следовательно, их нужно менять. Мы запросили в Москве для тестирования жёлтые валидаторы (см. заглавное фото этого материала). Сейчас ведётся доработка программного обеспечения для того, чтобы их использовать в транспорте Ростова. В сентябре-октябре планируем запустить пилотный проект на одном из маршрутов. В частности, это позволит попробовать на этих терминалах использовать брелки и браслеты.
– Сейчас система безналичной оплаты проезда работает по всей Ростовской области. Что позволяют увидеть данные из неё?
– Состояние транспортного комплекса в целом по региону. Есть муниципалитеты, где большое количество транзакций, а есть – где фактически никто не ездит. Это значит, что либо страдает система перевозок, либо нет водителей. Эти данные — хороший инструмент для анализа и неплохое подспорье для интеллектуальных транспортных систем.
– Карты «Простор» можно, в частности, пополнять в кассах железнодорожных вокзалов, но только наличными. Почему нельзя платить картой?
– Технических ограничений на это нет. Препятствия пока что во внутреннем регламенте и межведомственном взаимодействии. Надеемся этот вопрос решить.
– На межмуниципальном маршруте №85А используются другие терминалы. Почему?
— Мы тестируем оборудование, которое позволяет расширить возможности, в том числе, организовать считывание QR-кода. Уже проходили тесты терминалов нескольких производителей, которым мы дали обратную связь по поводу того, что нужно доработать.
– По-прежнему приходят вопросы по поводу возможности оплаты картой «Тройка» в транспорте Ростова. Когда это будет возможно?
– Здесь вопрос именно технической реализации. Мы делали несколько тестов. Двигаемся по дорожной карте со «СберТройкой» — дочерней компанией правительства Москвы и «Сбербанка». Есть план доработки системы, который должен быть завершён в конце года. Вопрос решается долго потому, что у «СберТройки» работает своя процессинговая система. У нас в регионе уже есть 1,2 млн карт «Простор», в том числе льготные – их нельзя выключить. Изначально требование городских и региональных властей было в сохранении приёма всех существующих карт. В «СберТройке» пошли на затраты и осознанно несколько лет работают с нами по реализации проекта сопряжения. Мы будем проводить тестирование дальше, в том числе на новых терминалах. Если всё будет нормально, начнём комплексный приём карт.
– Будут приниматься только карты «Тройка» из Москвы, или из других регионов тоже?
– Только московские. Мы говорили о роуминге с другими регионами, но существует проблема распределения финансов. Это был бы чисто имиджевый проект. С Москвой другое дело – людей, которые хотят оплатить «Тройкой» проезд в Ростове, много. Наверное, и ростовчане, приезжая в Москву, хотят оплатить проезд «Простором». Поэтому мы ведём встречные переговоры на этот счёт, потому что такое решение будет удобно всем.
– В Таганроге и Ростове в 2024 году начали работать одинаковые электробусы «КАМАЗ» со встроенными терминалами у каждой двери. Но в Ростове используется обычный валидатор в окошечке у водителя, а в Таганроге настроили терминалы на поручнях. Почему?
– В Ростове были требования города в рамках контракта. Оборудование, которое установлено в электробусах, мы ранее тестировали. Там есть основной терминал и есть считыватели в режиме Slave. По итогам тестов мы отправили ряд замечаний производителю. Но вообще схема установки на каждый поручень ридера, который сводит информацию на один терминал у водителя, лучше. Тогда получится московский сценарий с входом и выходом на все двери.
– Не будет ли много «зайцев»?
– Да. Но «зайцы» есть и сегодня – я думаю, что около 15%. Если мы хотим найти дополнительные поступления для перевозчиков, должна быть организована работа службы сбора доходов – бригады контролёров, которые проверяют оплату. Можно наделить таким функционалом сотрудников департамента транспорта, которые сегодня делают рейды, проверяя соответствие транспортной единицы контракту. Нужен вариант с неотвратимостью наказания в виде штрафа, а также административного дела, как в Москве.
Ко Дню города Ростова «АРПС» проводит розыгрыш. Среди тех, кто оплатил проезд картой «Простор» в течение всего сентября, выберут 10 счастливчиков, которые получат лимитированные карты с видами города от ростовской художницы Ирины Мотыкальской. Баланс каждой карты — 500 рублей. Среди зарегистрированных в приложении «Простор» пользователей за пополнение любой транспортной карты в сентябре выберут пять победителей, которые получат по два билета на колесо обозрения в парке имени Октябрьской Революции. Итоги подведут 3 октября.