27 июня в здании бывшего терминала аэропорта Ростова-на-Дону открылся новый Центральный областной автовокзал (ЦОА). Он стал третьим действующим автовокзалом в Ростове-на-Дону.
Мы прошли путь обычного пассажира, который хочет воспользоваться новой автогаванью и расскажем о её преимуществах и недостатках, а также о том, что ещё планируется сделать внутри.
Добраться до нового автовокзала можно городскими автобусами №№7, 82, 93, а также пригородным маршрутом №85А. Все они по пути из центра в восточном направлении делают заезд к зданию, где снова спустя несколько лет восстановили остановку (автобус №82 делает заезд в обоих направлениях). Сюда же после завершения ремонта на Красноармейской улице поедет троллейбус №9. То есть пока что без пересадок добраться можно из центра, Александровки, с большей части Западного и Левенцовки. А вот чтобы уехать в центр, надо либо выходить из прибывающего в Ростов пригородного или междугороднего автобуса на одной из остановок на проспекте Шолохова, либо пользоваться автобусом-шаттлом (о нём — ниже), либо садиться в автобус №82. Недалеко от ЦОА проезжает автобус №63 с Северного, однако от его остановки на улице Российской всё-таки нужно идти около километра.

Вход в автовокзал отмечен флажками – пропустить его сложно.

Пока ремонт прошли лишь две из пяти секций бывшего терминала аэропорта. Поэтому сразу после входа стрелка отправляет пассажиров направо.

Внутри находится зона досмотра. В момент прихода показалось необычным, что все охранники — только женщины. Но, судя по фото с открытия ЦОА, это не всегда так.

Визуально интерьер ЦОА слегка напоминает открытый в 2017 году аэропорт Платов – как в плане цветовой гаммы, так и в плане некоторых элементов дизайна, наличия тактильной плитки. Но есть и свои изюминки — мини-барельефы и декорирование искусственными растениями.

Далее по пути пассажиров расположена информационная стойка, а напротив – экран с полным списком рейсов. Слева установлены декоративные цветы. Прямо (в правом торце здания) – турникеты для выхода на посадку в автобусы. Посередине находится небольшой зал ожидания.

В обратную сторону распложены шесть касс, а в глубине – буфет. До конца года на автовокзале заработает фуд-корт – очевидно, это будет в пока закрытых секциях. На территории есть и кассы самообслуживания.


В целом, путь от входа до выхода на посадку относительно большой, но, если не заходить к кассам, то пассажиры могут идти просто по прямой. Все основные пути автовокзала связаны доступной средой, есть даже касса для маломобильных пассажиров.
В дальнем углу находится эскалатор на второй этаж. Туда же ведут две лестницы и два лифта (они расположены в разных частях уже отремонтированных секций).
На втором этаже находится большой зал ожидания, а также лежаки, похожие на пляжные, и библиотека, в которой пока ещё нет книг.



Справа есть вход в будущий капсульный отель. Пока ещё он не работает.

Как и на первом этаже, все барьеры зрительно декорированы искусственной зеленью, внутри поддерживается чистота.

Удивляет, что зоны разделены тремя ступеньками – казалось, что даже преобразовывая уже существующее здание под современные нужды можно обойтись и без них. Тем не менее, сбоку сделали пандус для маломобильных людей. С другой стороны, не очень много пассажиров в целом будут подниматься наверх – большинство останется на первом этаже.

Несмотря на то, что автовокзал называется Центральный областной, пассажиров внутри практически нет. Отчасти это из-за того, что рейсов здесь ещё мало. Главный и Старый автовокзалы продолжают свою работу, с последнего перешли рейсы базового перевозчика ЦОА ООО «Дон-Авто» / «АТП Донское», и ещё нескольких операторов. Основная часть рейсов отправляется в Новочеркасск, есть отправления в Волгодонск, Багаевскую, Елкин, Персиановский, Арпачин, Заветное, Зимовники, Селивановскую, Буденновскую. Также появились рейсы в Грузию (Кутаиси и Батуми).
Другая отличительная особенность – непривычная для автовокзалов чистота. Навигационные вывески дублируются на полу – так, как это сделано в аэропортах.
На первый взгляд неудачным решением кажется расположение выхода на посадку в торце здания – зона посадки в автобусы находится справа от здания. Предполагалось, что логичнее использовать для этого дальнюю сторону — там, где во времена функционирования аэропорта становились перонные автобусы. В реальности это сделать невозможно из-за того, что у расположенной сразу за зданием территории другой владелец.
После выхода из терминала пассажирам нужно пройти 30-100 метров для посадки в свой автобус. Дорога проходит под специальными навесами, которые смогут спасти от возможных снега и дождя (но, правда, не спасут от ветра).

«Работы ещё продолжаются, и уже к сентябрю от остановки, куда прибывают городские автобусы и троллейбус, а также от остановки такси дорога к автовокзалу будет полностью под навесами по системе «сухие ноги»», — рассказала РГТ директор Центрального областного автовокзала Алёна Беликова.

Пассажир может вернуться через турникет обратно внутрь здания — это удобно, если автобус будет опаздывать.
Транзитные рейсы будут заходить на перрон отправления. И внутри, и снаружи будут установлены электронными табло с данными о прибытии рейсов. Отдельное табло будет и на каждом перроне. Информация о времени прибытия будет корректироваться по ГЛОНАСС — к системе подключены все автобусы, с которыми работает автовокзал.

Из автовокзала можно выйти без посадки в автобус – для этого есть специальные двери.
Высадка из прибывших автобусов производится в «грязной» зоне. Пассажиры приехавшего рейса имеют возможность сразу же пересесть в бесплатный автобус-шаттл Yutong, который везёт до Октябрьской площади – там, где находится Старый автовокзал. Словом, для большинства пассажиров поездка в одном автобусе была фактически поделена на поездку в двух автобусах. Автобус-шаттл ждал этого приезда и сразу после того, как пассажиры перешли из другого автобуса в него, отправился в путь.
Чёткого расписания у автобусов-шаттлов нет. Предполагается, что они ходят примерно раз в 10 минут. В реальности машина на фото стояла у ЦОА примерно более 20 минут, ожидая прибывший автобус. Отправиться на шаттлах можно и с Октябрьской площади в сторону ЦОА — с остановки на стороне парка им. Островского.

В сухом остатке можно сказать следующее: автовокзал во многом удобнее уже существующих и точно чище, чем они. Основную проблему вносит, скорее, его местоположение, но её частично решают работой бесплатного автобуса-шаттла. Есть интересный план по системе актуальной информации о фактическом времени прибытия автобусов, который обещают реализовать к сентябрю.
Суммарно есть надежда, что конкуренция всех трёх действующих автовокзалов будет в конечном счёте на пользу пассажирам, и все они будут развиваться и перенимать лучшие наработки. Напомним, что управляющая двумя другими автовокзалами компания настаивает на том, что оба из них продолжают работу и развитие.
В реализацию проекта Центрального областного автовокзала «Группа Агроком» вложила более 1,5 млрд рублей. Общий объем средств в развитие проекта превысит 5 млрд рублей. В течение трёх месяцев обещают открыть рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Владикавказ, Грозный, Волгоград, Астрахань.