Планы на безналичную систему в Ростове: новые терминалы, способы оплаты и места пополнения

С апреля 2017 года этой по инвестпроекту системой безналичной оплаты в Ростове-на-Дону занимается ООО «АРПС», а в мае 2023 года оператор стал работать по всему региону. Заместитель директора компании Алексей Торицын рассказал «Ростовскому Городскому Транспорту», почему карта «Простор» не хуже столичной «Тройки», вернутся ли киоски пополнения на остановки, какой необычный способ оплаты просили сделать пассажиры и для чего планируется отказаться от мобильных терминалов в транспорте.

В нашем предыдущем тексте мы высказали идею организовать пополнение транспортных карт через СБП, чтобы уйти от пресловутой комиссии при дистанционном пополнении. На днях эту систему удалось запустить. Можно ли считать это новым шагом в развитии?

 
– Да, безусловно. Подготовка вскрыла много вопросов, которые требуют проработки. Эта работа была полезна и технически, чтобы у пассажиров была новая возможность, и организационно – чтобы синхронизировать действия с нашими партнёрами в лице НСПК. У нас был жёсткий график, в который нужно было успеть всё реализовать. Наши партнёры-разработчики систем и приложений мобилизировали все свои ресурсы для решения этой задачи. Но доработки продолжаются. Мы проведём работу над ошибками и посмотрим на дальнейшее развитие мобильного приложения.

– Сейчас баланс записывается непосредственно на транспортную карту – поэтому приложение на Android и просит дважды приложить её к смартфону. Со смартфонами iPhone это невозможно. Какой может быть выход – например, пополнение по номеру самой карты, как сделано с социальными картами федеральных льготников?

– Мы работаем над форматом виртуальной карты «Простор». Это позволит обойти ограничения физического носителя и полностью решить вопрос с NFC, в том числе для владельцев iPhone. В приложении можно будет сгенерировать виртуальную карту – это будет идентификатор кошелька пассажира. Сейчас рассматриваем несколько вариантов того, как можно будет производить оплату – например, через QR-код или Bluetooth.

– Такая система потребует замены терминалов в транспорте по всей области?

– Считывание QR-кода можно сделать и в существующих. Но терминалы мы так или иначе всё равно планируем менять, потому что они скоро будет подходить к концу их срок функционирования. Мы ведём переговоры с компанией «СберТройка» о возможности использования терминалов, которые применяются во всём транспорте Москвы. Их можно увидеть и в трамваях «Синары» в Таганроге. Хотим вернуться к установке терминала на поручень, чтобы водителю не нужно было постоянно его доставать или что-то с ним делать – считаем, что это более универсальный способ. Естественно, у водителя сохранится возможность контроля – рядом будет дублирующий дисплей, он сможет видеть всю информацию.

– С появлением мобильных терминалов стало проще поменять неработающий – из предприятия оперативно привозят замену. Пока этого не было, ремонтировать терминалы приходилось прямо в салоне, причем автобус мог даже совершать рейс. Не вернутся ли вновь эти проблемы?

– Сейчас производство терминалов существенно модернизировалось. Стационарные терминалы стали достаточно надёжными – опыт эксплуатации в Москве показывает, что они практически не выходят из строя. Производители стационарных терминалов пересмотрели концепцию работы – если раньше терминал монтировался «намертво», а сейчас есть монтажная корзина, которая позволяет отстегнуть его и пристегнуть новый, а питание остаётся на месте. Обслуживание, замена и ремонт существенно упростились. Мы рассматриваем этот вариант для будущей работы.

Кабели будут аккуратно спрятаны, а для питания терминала будет использоваться бортовая проводка.

Мы планируем пилотный проект на нескольких маршрутах с автобусами большого класса уже в 2024 году после того, как программное обеспечение таких терминалов доработают. Это позволит оценить, как нововведение будет воспринято транспортными компаниями, пассажирами и водителями. Рассмотрим и схему установки терминалов на поручнях всех трёх дверей.

– До введения возможности пополнения через СБП, которая появилась на днях, систему безналичной оплаты в транспорте Ростова критиковали за то, что пополнение непосредственно с банковских карт происходит с комиссией, а, к примеру, у карты «Тройка» в Москве этого нет и, следуя этой логике, её нужно ввести в Ростовской области. Что можно ответить на это?

– При тех объёмах транзакций, которые есть в Москве, договариваться о бесплатном пополнении проще. Но даже эта «бесплатность» всё равно где-то всплывает. Недавно в Москве в очередной раз повысили тариф – на три рубля. В столице серьёзно проработана нормативно-правовая база, они как субъект могут решать свои задачи локальными нормативными актами. Комиссию, на самом деле, никто не отменял, её просто во что-то спрятали – например, в тариф. Ведь с банками всё равно же рассчитываются.

Для чего нужна карта «Тройка» в Ростовской области – только для бесплатного пополнения? Комиссия за пополнение – это единственный недостаток карты «Простор». Но одновременно это и достоинство: мы честно говорим, что платим эту комиссию, она не спрятана в тариф. Но теперь появилась возможность обойти эту проблему – пополняя через СБП.

– Какая сейчас структура по долям оплаты банковскими и транспортными картами, а также наличными?

– Наличных совсем мало – но важно отметить, что это показатели, которые отображаются в системе из того, что «проводят» водители. Нельзя исключать, это включены не все поездки наличными. Тем не менее, порядка 70% – это оплата банковскими картами, 28-29% — это транспортные карты. За последний год эта пропорция поменялась в сторону карт «Простор». Думаю, что сыграло свою роль как повышение тарифа, так и то, что перестали работать банковские карты ушедших платёжных систем. Стало меньше возможностей платить смартфоном – только через «Мир Pay», но те же iPhone не поддерживают это. Мы увидели, что люди стали вновь покупать транспортные карты. Есть и те, кто считает, что это элемент безопасности, чтобы не потерять все деньги, поскольку баланс карты можно восстановить.

Вообще мы рассматриваем в перспективе «Простор» уже не столько как транспортную карту, а как «карту жителя». Почти во всех регионах такие проекты базируются на транспортных картах. При помощи «карт жителя» можно посещать различные объекты – например, в Москве по карте «Тройка» люди проходят в зоопарк. Если были затрачены усилия на продвижение и внедрение этой услуги, значит, люди этим пользуются. Не исключено, что подобное будет и в Ростовской области – например, мы хотим договориться с ростовским зоопарком и контактном парком «Малинки». Мы заметили, что очень много людей в оба этих объекта приезжают на общественном транспорте. Хотим добавлять новые сервисы на карту, и планируемая виртуализация карты поможет в этом.

В Самарской области вводят так называемую туристическую карту – она тоже сделана на основе транспортной карты. Распространяют её в гостиницах и местах отдыха. Это может быть актуально и для нас – поскольку за последние два года поток туристов в Ростове только увеличился.

– Есть проблема с оплатой банковскими картами китайской платёжной системы Union Pay – терминалы всегда выдают ошибку. С чем это может быть связано?

– До 2022 года активно развивались два вида чипов, которые используются в наиболее популярных системах банковских карт. Union Pay было ранее обособленным решением. Вопросом пока не занимались, но полагаю, что нужно дорабатывать программное обеспечение самих терминалов. У нас были вопросы по поводу возможностей оплаты через WeChat – это китайская среда взаимодействия, которая начиналась как мессенджер, но стала и платёжной системой и системой авторизации. Но даже в Москве мало мест, где принимают этот способ оплаты.

– Весной 2024 года анонсировались изменения в безналичной системе оплаты в пределах всей области. Уже известно, что будет меняться региональное законодательство и проезд детей-сирот будет учитываться через транспортные карты, а соответствующий пилотный проект уже запущен. Какие ещё будут изменения?

– На безналичную систему также будут переведены и социальные работники. Был период, когда у них в Ростове-на-Дону уже были транспортные карты – они пользовались специальным тарифом в рабочее время. Некоторое время назад работа этих карт была приостановлена по просьбе администрации города. Теперь же этот подход возвращается: оказалось, что для соцработников это удобно, поскольку личные поездки не путаются с рабочими, кроме того, можно посмотреть статистику совершённых поездок. Технически мы уже готовы ко внедрению, ждём появления нормативно-правовых актов.

Хотим в перспективе договориться с правительством Ростовской области о регуляторной базе по единому проездному документу на весь регион. Сейчас проездной есть, к примеру, у МУП МТК «Ростовпассажиртранс», но он не работает в других компаниях. Нередко люди спрашивают и про пересадочный тариф. Пассажирам это, конечно, будет удобно. Но перевозчики пока не понимают, как это будет компенсироваться.

Несмотря на то, что сейчас терминалов пополнения больше, чем когда-либо, ростовские пассажиры нередко жалуются на то, что их нет непосредственно на остановках – как было при предыдущей компании-операторе безналичной системы.

– Инфокиоски в нынешних условиях Ростова себя не окупят. Каждый из них стоит порядка 800 тысяч рублей, а доходности у них нет. Кроме того, такое оборудование очень капризное: это постоянные проблемы с купюроприёмниками и принтерами, которые должны печатать фискальные чеки. Мы всё-таки смотрим в сторону банковской инфраструктуры. С 2017 года «АРПС» работает с банком «Центр-Инвест», который делает всё для того, чтобы такую инфраструктуру развивать. Если бы к вопросу подключились более крупные банки, мы бы слышали меньше подобных жалоб. С начала реализации проекта мы ведём переговоры с ними, чтобы использовать их терминалы.

– Ранее озвучивались планы по возможности пополнения транспортных карт в магазинах крупных сетей. На какой стадии сейчас эти переговоры?

Они двигаются, хотя и тяжело. Важен первый шаг – возможно, его совершит вместе с нами один из локальных игроков. Есть планы работы и с «Почтой России», где уже сейчас можно пополнять социальные карты федеральных льготников.