В начале декабря губернатор Ростовской области Василий Голубев анонсировал, что с 1 мая 2023 года региональные льготники в Ростовской области смогут выбирать — получать им натуральную льготу в виде бесплатного проезда или денежную компенсацию. Чтобы вести учёт всех поездок, на всех городских и межмуниципальных маршрутах региона введут безналичную систему оплаты. Одновременно это позволит внедрить учёт поездок федеральных льготников.
«Ростовский Городской Транспорт» поговорил с заместителем директора компании ООО «АРПС» Алексеем Торицыным – оператор реализует безналичную систему оплаты проезда по инвестдоговору в Ростове-на-Дону. Он рассказал о перспективах ввода электронной системы, а также о том, можно ли будет в ростовском транспорте использовать карты «Тройка».
– Алексей Николаевич, какие задачи позволит решить перевод льготных категорий граждан на электронный учёт по транспортным картам?
– Годами формировалась практика, когда перевозчики выражали несогласие с выплачиваемыми суммами компенсации за перевозку федеральных льготников и обращались в суд. Перевозчики судятся сейчас за более чем 1 млрд рублей с правительством Ростовской области за возмещение расходов по федеральным льготникам, которые ездят по бумажным талонам. Электронный учёт по ним не ведётся, и это большая проблема. Во-первых, такие талоны легко подделать. Первоочередная задача водителя соблюдать расписание движения транспорта, а не проверять срок действия бумажных документов. Сейчас мы работаем над тем, чтобы вместе с правительством региона, главами муниципалитетов и ассоциацией перевозчиков построить работу так, чтобы электронный учёт был по всем категориям. В первую очередь будет контроль доведения льготы до перевозчика. Станет понятно, сколько льготников в реальности пользуется общественным транспортом. Экономическая ситуация в развитии транспортного комплекса требует большей прозрачности, в том числе и для соблюдения баланса интересов перевозчиков и органов государственной власти. Поэтому как власти, так и перевозчики пришли к пониманию того, что нужны объективные и независимые данные.
– Изменения коснутся как федеральных, так и региональных льготников?
– Да, было принято решение, что все льготные категории должны быть в электронном учёте. Дуализм будет по областным льготникам – они получат право выбора. Нашей задачей будет обеспечить всех перевозчиков системой, которая позволит довести льготу. Сейчас ведётся большая работа по формированию нормативно-правовой базы. Часто говорят, что транспорт живёт по догоняющему принципу в тарифе. Такая же ситуация и с нормативно-правовыми актами, они часто отстают от развития транспорта, чтобы узаконить задачи. Будут вноситься изменения в несколько нормативно-правовых актов, которые сильно устарели. Но есть понимание со стороны руководства региона, у нас есть техническое понимание, как это сделать. Есть обозначенные срок и партнёры, которые готовы это поддержать. А транспортные компании были одними из первых, кто выступал за введение такой системы, чтобы не добывать свои средства через суды. В итоге перевозчики региона получат систему, аналогичную действующей в Ростове с первого дня работы АРПС. В ней одним из условий перевозчиков были расчёты на следующий день. То есть, мы закрываем расчётный день, на следующие сутки сформировано платёжное поручение и после этого отправляются деньги. Если перевозчик получает средства каждый день, у него сокращаются причины для экономической нестабильности и кассовых разрывов.
Мы гарантируем перевозчикам, что не будет ситуации, когда мы 2-3 недели не сможем перечислять деньги. Важна стабильность инфраструктуры, поэтому и ведём тщательную проработку особенностей реализации различного функционала в рамках пилотных проектов с компанией «СберТройка».
– Где сейчас, помимо Ростова-на-Дону, в регионе работает безналичная система и где к её вводу причастно АРПС?
– Это Миллерово, Чертково, Новочеркасск, Сальск. Мы как оператор причастны ко всем пилотным проектам. В этих городах принимаются только банковские карты, нет аналога транспортной карты «Простор». Если в Ростове-на-Дону у нас инвестиционный договор, то в указанных городах мы работаем по договорам с транспортными компаниями. Отмечу, что в Батайске на всех автобусах запущена система, как в Ростове – с приёмом транспортных карт «Простор», банковских карт и смартфонов.
В 2023 году мы собираемся запускать в этих городах поддержку карты «Тройка», а также поддержку используемых в Ростове-на-Дону карт «Простор». Процесс оказался небыстрым: сложности возникли с точки зрения формирования взаимодействия, определения ролей участников процесса. В результате совместной работы была выработана позиция, при которой компания «СберТройка» взяла на себя функции поставщика решения, а АРПС – оператора системы. В рамках пилотного проекта в указанных городах мы оснастили 268 единиц транспорта. Там есть тенденции, несвойственные Ростову. Во-первых, мало людей пользуются безналичной оплатой и есть большой потенциал. Неохваченная территория – это межмуниципальные маршруты. Наша задача как оператора системы будет обеспечить доведение льготы и расчёт.
– За чей счёт будет происходить установка оборудования и будет перевозчик оплачивать часть средств с оплаты проезда?
– Установка будет производиться за счёт оператора системы, как и в Ростове-на-Дону. Комиссия оператора, точно также, как и в Ростове-на-Дону, будет включена в тариф. Её размер станет понятен по итогам конкурса. Сейчас идёт пилотный проект.
– Будет ли проблема с оплатой проезда в межмуниципальных маршрутах во время посадки на остановках, где у валидатора могут быть перебои с подключением к сети?
– Основные транспортные системы сейчас работают оффлайн. Конечно, в этом случае возрастает риск первой неоплаченной поездки, но такая система однозначно удобнее для перевозчиков, поскольку не вызывает проблемы с ожиданием и открытием смены, а также обслуживанием. Она удобна и пассажирам – процесс оплаты происходит быстрее. Есть список заблокированных карт, и если карта не в этом списке, то система считает, что её можно обслуживать. Если карта в чёрном списке, то оплата не проходит. Данные находятся на каждом терминале.
Мы планируем модернизацию системы и внедрение технологии Account-Based Ticketing – она позволяет не записывать ничего на карту, карта будет являться только индентификатором. В этом случае баланс будет храниться в самой системе. Такая система будет удобнее и для граждан: при потере карты её будут быстрее блокировать.
– При распространении безналичной системы по всему региону встанет вопрос об обучении водителей в других городах работе с валидаторами?
– Для нас это понятный и уже обкатанный процесс. Мы регулярно обучаем водителей и в Ростове, а также даём консультации перевозчикам. Уже есть отработанный алгоритм, что делать.
— Вы сказали, что в других городах используется решение «СберТройки», в тоже время в Ростове этого нет. В чём разница между системами, для чего потребовалось её использовать в других городах, помимо Ростова, и как потом на базе этих систем получится единая по региону?
– Предпосылка была такая. В 2021 году заместитель губернатора – министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев и директор департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов подписали соглашение о сотрудничестве в области транспорта. Одним из его пунктов была совместная работа в развитии безналичной системы оплаты проезда. Правительство Москвы, Правительство Московской области и «Сбербанк» создали совместную компанию «СберТройка». Она выступает поставщиком технического решения для регионов. Носителем является карта «Тройка». Когда начались работы в рамках исполнения решения, важно было не допустить ситуации, когда пилотный проект конфликтует с уже работающим проектом. У нас как у оператора существует инвестиционный контракт до 2028 года с Ростовом-на-Дону, в его рамках есть чёткие показатели технического задания, которые мы должны выполнять. Поэтому донская столица была вовлечена в пилотный проект «СберТройки» только в части двух транспортных единиц, выделенных МУП «РТК» – трамвая на маршруте №4 и автобуса на маршруте №98. Там проводилась проверка соответствия системы с тем решением, которые мы уже используем.
– Целью проверки было выяснить, не будет ли конфликта систем, например, при оплате транспортной картой «Простор»?
– Да. Мы прошли достаточно большой путь, все механизмы отладки заняли почти год. Но вовсе не потому, что решение было сырым – наша задача была сделать так, чтобы перевозчики не заметили никакого дискомфорта. У нас есть согласованный план по совместным действиям и по реализации решений на базе системы «СберТройка».
– Какие были проблемы были при внедрении «СберТройки» в ростовской системе?
– Это не были глубокие технические проблемы, скорее недостатки, которые обозначал нам перевозчик. Первое – это работа в оффлайне, открытие и закрытии смены, первоначально такой функционал не был предусмотрен. Были технические моменты – изменить назначение кнопок, время повторного считывания карты. Мы с коллегами из «СберТройки» шли по пунктам технического задания инвестпроекта в Ростове-на-Дону и смотрели, что осталось сделать. Доработке подверглась система отчётности, в Ростове более 20 форм, которые устоялись, они принимаются как перевозчиками, так и властями. Проверили возможность переноса отчётных форм на «СберТройку», всё получилось.
– Как карты «Тройка» будут связаны с «Тройкой» из других регионов? Будет ли работать карта «Тройка» из Твери или Москвы в Ростовской области и наоборот?
– В идеале мы придём к «бесшовной» работе карты «Тройка» на территории всех регионов присутствия, в том числе Москве. Мы посмотрим, насколько это достижимо в ближайшей перспективе, потому что есть масса нетехнических вопросов. Как раз технически проблем нет: система же одна и та же. Но есть сложность с организацией платежей. Например, человек пополнил карту в одном регионе, а потом поехал в другой, получается, что надо возместить деньги перевозчику в том регионе, где он совершил поездку. А данные при этом должны попасть в систему в том регионе, где выпустили карту «Тройка». Формально у оператора из одного региона нет соглашения с перевозчиками в другом регионе. То есть нужно построить договорную основу и выяснить, как распределять платежи. В своё время эту задачу решали операторы стационарной и мобильной связи – то, есть, роуминг. На следующем этапе будем заниматься этим вопросом.
– Льготные карты федеральным и региональным льготникам будут на основе «СберТройки»?
– Если мы говорим о картах как носителе, то льготникам будет выдаваться «Простор». Формат этой карты принадлежит Ростову-на-Дону. Мы его выкупили у предыдущего разработчика системы. По инвестиционному соглашению, которое действует до 2028 года, мы, если не будет продления, должны отдать всю инфраструктуру обратно в город. Мы уверены, что отдадим всю информацию, которую требуется – карты, ключи. Если говорим о «Тройке», то это собственность правительства Москвы. Будут две карты, обе будут поддерживаться, это не составит проблем для людей.
– Как обстоит дело с приложением для дистанционного пополнения транспортных карт «Простор»?
– У пассажиров было много критики о неудобствах работы с «Простором» в части пунктов пополнения. В ноябре 2022 года мы фактически разработали с нуля новое приложение «Простор», включающее собственное решение для сервера пополнения. Сейчас идет его постоянная доработка и поддержка на основании обратной связи от пользователей.
Пользуются им не только льготники, но и обычные пассажиры – несмотря на комиссию в 6%. К сожалению, из-за неэластичности комиссий банков мы не можем предложить более интересные условия. Наши партнёры из ВТБ поддержали перезапуск приложения и в короткие сроки обеспечили необходимую интеграцию по системе экваринга и системе фискализации. Словом, считаем перезапуск приложения «Простор» успешным. При появлении «Тройки» в Ростовской области через него можно будет пополнять и «Тройку» — сейчас об этом ведём переговоры. В планах – сделать приложение центром взаимодействия пассажиров и транспортного комплекса.
– Как федеральные и региональные льготы будут предоставляться в электричках? Контролёры уже принимают к оплате обычную нельготную транспортную карту «Простор».
– Основной вопрос здесь по федеральным льготникам. У оператора электричек «СКППК» есть прямой договор с федеральным центром, по которому они получают данные о присвоении льгот. На терминале вводится номер СНИЛС, по нему проверяется, есть льгота или нет. То есть, федеральные льготники в автобусах будут прикладывать карту, а в электричках показывать СНИЛС, как и сейчас. А с областными льготниками система будет такая же, как с городом – люди будут прикладывать карту.
– Система может использоваться для перехода на брутто-контракты?
– Это сможет любая система и наша в том числе. Все мониторят рынок и видят, что брутто-контракты становятся трендом и добавляют необходимый функционал. Например, брутто-контракты ввели в Твери, собрав там в рамках единого оператора все инструменты контроля. Отмечу, что операторская деятельность – соблюдение внутреннего арбитража между перевозчиками и органами государственной власти. Мы заинтересованы в том, чтобы правильно производить расчёты. Наша задача – просчитать транзакции и проследить за распределением средств между перевозчиками, выстроить правильно систему отчётности для органов государственной власти.
– Осенью стало много жалоб пассажиров о переполненных салонах автобусах. Изменился ли пассажиропоток в сентябре-октябре 2022 года по сравнению с прошлым годом или с весной?
– В октябре существенного роста транзакций не было. В ноябре их действительно стало больше, чем в октябре, но мы не выбиваемся из показателей 2021 года, большого отрыва нет.
– В 2021 году было тестирование входа на все двери в автобусах маршрута №4, каковы его результаты?
– Мы протестировали и увидели недостатки решения, которое использовалось на базе терминала одного из российских производителей. Использовался терминал, который работал в режиме master, а два ридера ставились на остальные двери, они работали в режиме slave. Но решение требует доработки. Планируем попробовать решение другого производителя, но есть нюансы. Водителям нравятся мобильные терминалы, которые используются сейчас, они удобны. А альтернативное решение используется только на стационарных терминалах. Мы сейчас ведём переговоры с производителем, возможно, попробуем оборудовать терминалами в 2023 году несколько бортов. Вообще свободный вход и выход – это в интересах перевозчиков, пассажиров и в наших интересах. Решение мы ищем, но технических основ на рынке не так много.
– Какую обратную связь давали по вопросам контроля, когда человек войдёт во вторые или третьи двери?
– Этот вопрос не поднимался в рамках тестирования, мы занимались чисто техническим тестированием. Однако мы понимаем, что он возникнет на следующем уровне. Отмечу, что Ростов – весьма дисциплинированный город, огромное количество поездок оплачивается. Мы не фиксируем рост количества безбилетных пассажиров. Есть понимание, что большинство людей платит. Могу уверенно это утверждать потому, что мы второй год подряд выигрываем конкурс на обсчёт пассажиропотока, наши сотрудники видят, сколько людей не заплатило. Процент «зайцев» невысокий. Думаю, что при департаменте транспорта со временем должна появиться муниципальная инспекция. Ведь и у перевозчика, и у нас нет права высадить человека из автобуса — мы можем только фиксировать факт нарушения. Должна быть служба, как в Москве, которая проверяет, что оплачено и как оплачено. Например, сейчас в московском метро в часы пик за турникетами при входе стоят сотрудники службы сбора доходов. Световая индикация на турникетах говорит о том, оплачен вход транспортной картой или льготной. Они выборочно проверяют людей и составляют административные протоколы. Такого рода контроль облегчил бы жизнь и перевозчику, и нам, и администрации и дополнительно бы дисциплинировал ту небольшую категорию пассажиров, которая не платит за проезд.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех пассажиров с приближающимся Новым 2023 годом, который обязательно принесет всем много комфортных поездок, удобных оплат, приятных встреч и долгожданных сюрпризов.