Стали известны сроки работ и детали модернизации трамвая в Ростове

Какие вагоны купят, а какие будут модернизированы, за что предусмотрены штрафы до 1 млн рублей, в чём будет заключаться новый подход к оплате проезда, какое будет оборудование для остановок на эстакадах.

В сети опубликован проект концессионного соглашения о модернизации и создании инфраструктуры трамвая в Ростове-на-Дону. Отметим, что само соглашение на текущий момент ещё не подписано и некоторые параметры могут меняться. Мы проанализировали всю документацию и готовы описать тезисно то, что указано в нынешней версии. Если вам понравилась наша работа, поддержите нас: https://vk.com/donut/rostovgortrans.

— Общая стоимость проекта составит 62,04 млрд руб. При этом стоимость строительства и реконструкции трамвайных путей, трамвайных депо и тяговых подстанций составляет 41,949 млрд руб., а подвижного состава — не более 12,801 млрд руб.

— Капитальный грант концедента (администрации Ростова-на-Дону) составит 18,97 млрд руб. (30,6%), банковские кредиты — 35,88 млрд руб. (57,8%), субординированный заём — 7,19 млрд руб.

— Концедент выплачивает в пользу концессионера плату концедента, состоящую из инвестиционного платежа 18,97 млрд руб. и эксплуатационного платежа, максимальный размер которого может составить 110,28 млрд руб.

— В городе сохраняется колея 1435  мм. Будут построены новые линии в Левенцовский микрорайон, затем – в Суворовский и на Верхний Темерник. Точные трассы прохождения будут представлены на этапе проектирования.

— Новых линий на левый берег и район старого аэропорта в новой версии документа нет.

— В проекте концессии не указана модернизация линий на улице Мичурина, проспекте Театральном и ответвление на Крепостном / Текучёва. При этом нет данных и о демонтаже этих участков.

— Будут построены два депо. Первое – в Левенцовском микрорайоне, на участке площадью 95 тысяч квадратных метров. Оно должно будет вмещать не менее 38 трехсекционных и 30 односекционных трамваев. Депо должно быть оснащено для проведения работ по ремонту, обслуживанию, тяжелых видов ремонтов, размещения подсобного транспорта, центра диспетчерского управления движением, склада.

— Второе депо появится в районе улицы Орбитальной. Здесь должно базироваться 23 трёхсекционных трамвая. При этом на территории предусматривается выполнение только самых необходимых операций для ежедневной эксплуатации. Все тяжёлые виды ремонта должны проводиться в Трамвайном депо № 1.

— В рамках этапа 1.1 будет построена линия по проспекту Стачки (на эстакаде от улицы Тружеников и восточнее), улицам Зорге, 339-й Стрелковой Дивизии, Малиновского, Ерёменко. Как пройдёт линия дальше – определится на этапе проектирования. Пока предлагается два варианта. Первый — однопутная трамвайная линия по ул. Еременко от пр. Солженицына до ул. Жданова, ул. Жданова от ул. Ерёменко до ул. Ткачёва, ул. Ткачёва от ул. Жданова до пр. Солженицына, пр. Солженицына от ул. Ткачёва до ул. Еременко с зоной отстоя в районе пересечения ул. Жданова и ул. Ткачёва. Второй — двухпутная трамвайная линия по ул. Еременко от пр. Солженицына до ул. Жданова, ул. Жданова от ул. Ерёменко до ул. Ткачёва с разворотным кольцом в районе пересечения ул. Жданова и ул. Ткачёва. Запуск движения в этапе 1.1 должен произойти спустя 31 месяц после заключения договора – то есть, ориентировочно, до июня 2025 года. В этап 1.2 входит строительство депо, участка линии по улице Тружеников от проспекта Стачки до площади Мичурина. В этапе 1.3 будет модернизирована вся линия действующего маршрута №7 в границах от площади Мичурина до Центрального рынка, включая разворотное кольцо. Сроки работ в этапах 1.2 и 1.3 также 31 месяц. Из этого можно сделать вывод, что запускать линии будут частично и первые вагоны модернизированной системы поедут раньше лета 2025 года.

— В рамках второго этапа будет модернизированы нынешние линии по улицам Максима Горького, Ченцова, 14-й линии, 1-й Конной Армии, проспекту Сельмаш. На все работы первого этапа 40 месяцев после подписания – то есть, ориентировочно, до апреля 2026 года.

— Третий этап включает всю остальную сеть – линии по проспектам Ворошиловскому, Михаила Нагибина, Космонавтов и ответвления на Верхний Темерник и в Суворовский. Между проспектами Михаила Нагибина и Космонавтов линия пройдёт либо по улице Плиева, либо по переулку Ольховскому – это будет выяснено на этапе проектирования. Участок от площади Гагарина до площади Ленина показан на схеме как эстакада. Получается, что пересекать улицу Нансена трамвай будет в третьем уровне. В рамках третьего этапа построят трамвайное депо №2. На весь этап даётся 64 месяца после подписания – то есть, ориентировочно, до апреля 2028 года.

— Четвёртый этап включает в себя реконструкцию путей по нынешнему трамвайному маршруту №1 – от Главного ЖД-Вокзала до улицы 26-я линия, включая улицы Станиславского (ремонт на ней был в 2017-2018 годах) и Закруткина. На работы даётся 56 месяцев после подписания – то есть, ориентировочно, до сентября 2027 года.

— Обслуживать сеть будет как минимум 91 трамвайный вагон. Они будут двух типов. Первый – «не менее 61 единицы трехсекционных трамваев или соответствовать общей вместимости не менее 15190 пассажиромест при загрузке пять человек на квадратный метр». Общая вместимость должна быть 120 человек для односекционного трамвая, 150 человек для двухсекционного трамвая, 190 человек для трёхсекционного трамвая. Техническое задание на подвижной состав должно быть разработано в течение 120 дней с момента подписания концессионного соглашения, при этом договор на приобретение подвижного состава должен быть согласован с городскими и региональными властями.

— В рамках договора концессионеру будут переданы 30 имеющихся у МУП «РТК» трамвайных вагонов City-Star для проведения реконструкции. Первые 15 из них пройдут реконструкцию с 01.12.2023 по 01.02.2024, остальные — с 01.12.2025 по 01.02.2026. Отмечается, что передаче не будут подлежать вагоны «со значительными повреждениями кузова; разукомплектованные, т.е. не соответствующие технической и эксплуатационной документации; с отсутствующим оборудованием и системами». В принятых вагонах концессионер проведёт при необходимости ремонт или замену редукторов, осей колёсных пар, а также перекрасить.

— Если сумма лимита проектирования будет превышена более, чем на 10%, стороны попытаются оптимизировать размер сметной стоимости. Если это не удалось, то они же попытаются согласовать такое повышение.

— Если концендент (администрация города) или субъект (Ростовская область) откажутся согласовать изменение техзадания, концессионер освобождается от ответственности за недостатки и иные нарушения, выявленные во время эксплуатации, вызванные таким решением.

— Обе стороны вправе в любой момент приобрести дополнительный подвижной состав. Условия его использования согласуются дополнительно.

— Перевозки осуществляются по регулируемым тарифам, устанавливаемым по обращению концессионера.

— Концессионер сможет осуществлять коммерческую деятельность, не предусмотренную в рамках эксплуатации, если это не препятствует исполнению соглашения и законодательству. Речь идёт об аренде подвижного состава, а также рекламной деятельности – только внешние борта и остановки «закатывать» в рекламу будет запрещено.

— Предусмотрена система штрафов. Если в какой-то из дней выпуск на маршруты будет меньше 50% от утверждённого расписанием (которое по предложению концессионера утверждает ГЦУПП), то за такое нарушение полагается штраф в 1 млн рублей. За проезд без остановки концессионер заплатит 2000 рублей, за нарушение схемы движения – 10000 за каждый факт, за работу с неисправной системой ГЛОНАСС – 50000 рублей, за перевозку пассажиров с неисправной или выключенной системой отопления при среднесуточной температуре ниже пяти градусов Цельсия — 5000 рублей, за перевозку пассажиров при среднесуточной температуре выше 20 градусов Цельсия транспортным средством не оборудованным, с неисправной или выключенной системой кондиционирования воздуха (если  в салоне больше 25 градусов) — 10000 рублей, за нарушение начала и/или окончания движения по маршруту – 5000 рублей.

— Указаны обстоятельства непреодолимой силы, в том числе военные действия, вторжения, вооруженные конфликты либо действия зарубежных противников, специальные военные операции, гражданские войны, в случае если в таковых участвует Российская Федерация либо если таковые оказывают на Российскую Федерацию непосредственное влияние, в том числе введение военного или чрезвычайного положения; революция, беспорядки, восстание, эпидемия (за исключением коронавируса).

— Все вагоны должны быть оборудованы аппаратами для оплаты проезда, которое позволяет организовать продажу разовых проездных билетов. Устройство может находиться в салоне трамвая и (или) в кабине водителя. Оно должно принимать наличные средства и выдавать сдачу, а также передавать в центральный бортовой компьютер информацию о количестве проданных билетов, об остатке денежных средств.

— В вагонах должно быть бортовое оборудование системы электронного контроля оплаты проезда, совместимое с автоматизированной системой оплаты проезда, действующей в Ростове-на-Дону.

— В салоне также должны быть информационные устройства регистрации (гашения) электронных проездных билетов — не менее одной штуки на переднюю и заднюю накопительные площадки, не менее двух штук на остальные накопительные площадки. Информационные устройства регистрации электронных проездных билетов должны быть подключены к центральному бортовому компьютеру.

— В вагонах должны быть мониторы диагональю не менее 21 дюйма – как минимум один в односекционных трамваях и два – в трёхсекционных.

— Трамваи должны быть оборудованы датчиками подсчета пассажиропотока (с погрешностью не более 5 %), они должны работать с ПО для анализа пассажиропотока. Подойдёт система видеонаблюдения при условии наличия необходимых технических средств и программного обеспечения для обработки видеоизображений и видеоаналитики.

— Остановки трамвая будут на совмещённых участках улично-дорожной сети, в искусственных сооружениях (эстакадах), а также на обособленных участках. В последнем случае площадки должны быть на уровне дверей трамваев.

— На остановках в эстакадах должны быть лестницы, пандусы, лифты или эскалаторы. Площадки оборудуются остановочными павильонами, информационными табло и знаками.

Напомним, что пока концессионное соглашение не заключено. Окончательный вариант может отличаться. Если вам понравилась наша работа, поддержите нас: https://vk.com/donut/rostovgortrans.