На востоке Санкт-Петербурга работает первая и пока единственная в России трамвайная концессия «Чижик». Инвестор вложил деньги в полное обновление системы – от депо и остановок до вагонов и путей, были перенастроены светофоры, сделан полный приоритет в движении и обособление. Таким образом, трамвай может быть выгодным – правда, город по договору страхует концессионера.
Часто под современным трамваем понимают только новые вагоны или ремонт путей. На самом деле это транспортный сервис, он должен давать возможность гарантированно быстро доехать в нужное место. И решать задачу надо в комплексе: приоритет движения, хорошие пути и вагоны, удобные остановки в одном уровне с полом трамвая (при реконструкции улицы Станиславского в Ростове об этом не знали), система оплаты, исключающая задержки, удобные маршруты. Оказывается, так можно делать.
Система «Чижик» представляет собой четыре маршрута на востоке СПб. Светофоры на перекрёстках учитывают график трамваев, в случае опоздания автоматика даёт сигнал светофору для увеличения времени разрешающего сигнала. Информацию о сбоях могут выводить на табло на остановках – пассажир узнает о проблемах.
Вагоны имеют кабины с двух сторон, где-то на конечных они разворачиваются, на других водитель переходит из конца в конец. Внутри салона есть зелёные валидаторы (в Ростове такие были в 2017-2018 гг.), а также автоматы по продаже билетов.
Кондукторов нет (это дороже, чем «забить» на 10% «зайцев»). Оплату проверяет неожиданно входящий контролёр. «Зайцы» платят штраф. Впрочем, система несовершенна: при повторном проезде валидатор не снимает деньги, а аппарат контролёра видит отсутствие платы. Из-под водителя убрали необходимость не только собирать деньги, но и стирать одежду. Сотрудников оказалось выгоднее возить из дома на работу на такси, чем содержать штат водителей.