Ранее губернатор Василий Голубев упомянул, что «тема требует решения»
Власти Ростова-на-Дону отказались обособить трамвайное движение на улице Максима Горького. Соответствующий ответ был направлен «Ростовскому Городскому Транспорту» по итогам вопроса, который был задан на встрече с губернатором Ростовской области Василием Голубевым.
— Это (выделенная полоса – прим.ред.) даёт возможность автобусам, троллейбусам и такси быстрее привозить пассажира до места. Эта тема существует и требует решения, — заключил губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Напомним, проблема состоит в том, что трамвайные вагоны стоят в общей с автомобилями пробке, из-за чего срываются графики, а люди не могут вовремя успеть работу. В случае, если на трамвайной полосе произошло ДТП, линия и вовсе останавливается на несколько часов – из-за этого работа трамваев становится нестабильной. Не говоря уже о том, что обособление трамвайных путей на улице Максима Горького могло бы стать первым шагом к будущему наземному метро, которое хотят построить в Ростове. Напомним, что сейчас пересечь центр за предсказуемое время в час пик можно разве что пешком. Обособление линии позволит добираться с переулка Доломановского до проспекта Театрального за 10-12 минут независимо от дорожной ситуации.
Вопрос был принят к сведению, однако ответ из администрации поступил на него отрицательный.
— По информации департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону на улице Максима Горького действует схема организации дорожного движения, предусмотренная проектом её реконструкции, согласно которой трамвайное полотно совмещено с проезжей частью автомобильной дороги. Учитывая существующую величину интенсивности транспортного (частного) и трамвайного потоков, а также геометрические параметры автомобильной дороги, введение обособленной (выделенной) полосы для движения трамвая не планируется, — сказано в ответе за подписью заместителя главы администрации Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Константина Солонского.
Вообще игра в «капитана очевидность» — любимая у чиновников. Обращаясь с предложением о выделении трамвайного пути, мы видели, что «на улице Максима Горького действует схема организации дорожного движения, предусмотренная проектом её реконструкции». Собственно, потому обращение и было направлено, чтобы это изменить! Следуя этой логике, на улицах нельзя менять схему движения ни при каких обстоятельствах. Однако тот же самый департамент дорог регулярно выпускает релизы об отмене левых поворотов, изменения организации движения и т.п. Интересно, как чиновники это делают, если, наверно, на другие улицы тоже действующим проектом предусмотрена иная схема?
Не менее удивительны и отсылки к «существующей величине интенсивности транспортного потока». Из неё следует, что власти не хотят мыслить на перспективу. Например, чуть более двух лет назад, «величина интенсивности транспортного потока» в аэропорт Платов была равна нулю. Из этого совершенно не следовало, что туда не нужно пускать транспорт. Можно повторять и другие азбучные истины: если будет стабильный внеуличный транспорт вдоль центра, интенсивность этих потоков изменится. Впрочем, это как раз не ново: ещё летом 2017 года «Ростовский городской транспорт» предлагал во время начала строительства ЖК «Красный Аксай» подумать о будущем транспорте в этот район. Однако чиновники не посчитали это целесообразным. Теперь же жители района не могут нормально уехать.
К такому выделению зачастую отрицательно относятся автомобилисты, забывая, что трамвайная линия — это не полоса движения. ПДД позволяют выехать на трамвайные пути попутного направления, только если нет возможности двигаться в своем ряду и если автомобиль не мешает трамваю. Однако в реальности на улице Максима Горького машины регулярно едут по трамвайным путям. В том числе и потому, что другие машины паркуются, игнорируя таблички «способ постановки транспортного средства» и занимают полосу движения. Как показывает практика реконструкции переулков Газетный и Семашко, последнюю полосу движения автомобилисты не занимают, иначе это блокировало бы всю улицу. Таким образом, сейчас, по сути, едет одна полоса, и после возможного выделения трамвайных путей останется одна полоса для движения.
Напомним, что вопрос поднимается более трёх лет. Ещё в октябре 2016 года инициатива об обособлении трамвайного пути на улице Максима Горького набрала необходимое число голосов на портале администрации «Активный ростовчанин». В 2017 году активисты Илья Наздрашов и Артемий Зайцев собрали 2000 «живых» подписей и направили их губернатору. Глава региона поручил рассмотреть вопрос администрации Ростова. В июне 2018 года к данному вопросу власти Ростова собирались вернуться «после окончания игр чемпионата мира по футболу». Ссылались на то, что обособление трамвайного пути помешает прохождению «протокольных маршрутов клиентских групп FIFA в период проведения ЧМ-2018 в г. Ростове-на-Дону».
Проводились и специальные расчёты, подтверждающие что полоса улучшит транспортное сообщение. Работу сделала кафедра организации перевозок и дорожного движения АСА ДГТУ под руководством профессора Владимира Зырянова в рамках разработки комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД). По данным расчетов получается, что с выделением трамвая его скорость движения возрастет с 10,9 до 14,6 км/ч в сторону из центра (на участке от Доломановского до Театрального) и с 10,3 до 13,4 км/ч в центр (на участке от Театрального до Доломановского). Автомобильный поток замедлится с 27,7 до 22,2 км/ч из центра и с 25,3 до 20,5 км/ч в центр. Время поездки в автомобиле увеличится на 2 минуты, а время поездки в трамвае уменьшится на 5 минут (в среднем).
Отметим, что обособление полосы для трамваев хорошо зарекомендовало себя в ряде городов, в том числе Москве, Краснодаре, Твери, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Перми.
«Обособление трамвайных путей целесообразно в случаях, когда интенсивность автомобильного движения в часы пик превышает пропускную способность улицы, в результате чего образуются дорожные заторы, в которые попадает и трамваев. Также на таких улицах целесообразен запрет остановки и стоянки на проезжей части с установкой соответствующих дорожных знаков», — рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.
Только складывается ощущение, что ответственные чиновники в городской администрации не хотят слышать ни жителей, собравших подписи, ни позицию главы региона Василия Голубева, ни расчёты специалистов из научного сообщества, ни мнение коллег из других регионов. Вместо решения вопроса ищутся причины, чтобы не этого не делать: сначала это ЧМ-2018, а теперь просто «нет и всё». Тогда непонятно, как можно говорить о наземном метро, если в городской администрации не готовы сделать даже первый шаг к нему.