Оценка: как менялся пассажиропоток в транспорте Ростова с начала пандемии?

Благодаря данным АРПС удалось провести оценку.

С марта 2020 года в городском транспорте Ростова-на-Дону как, наверное, почти на всей планете, наблюдалось снижение пассажиропотока из-за коронавируса и связанных с ним ограничениях. Спустя некоторое время, после введения послаблений в ограничениях, пассажиры вернулись, однако на текущий момент непонятно, насколько восстановился уровень потока. «Ростовский Городской Транспорт» решил разобраться в вопросе. Забегая вперёд скажем, что точного ответа в рамках исследований получить не удалось, однако некоторые оценки провести можно.

Объективным средством учёта пассажиров является безналичная система оплаты. И, на первый взгляд, кажется, что можно сравнить число пассажиров в 2019 и 2020 гг. Мы попросили «АРПС» статистику по оплате банковскими картами.

Однако оказалось, что всё не так просто.

  1. Безналичной системой оплаты становится популярной постепенно – то есть, чем дольше существует проект, тем всё больше людей к нему присоединяется. Иными словами, процент пассажиров, которые платят картой, всё время растёт. Таким образом, сравнивать один к одному разные годы работы системы будет некорректно.
  2. Практика показывает, что есть люди, которые после того, как стало это стало возможно, начали платить за проезд банковской картой, а покупку специальной транспортной карты и её пополнение считали неудобной.
  3. Одна из основных проблем в статистике – нет единого месяца, когда было одинаковые условия. Пассажиры всех маршрутов получили возможность пользоваться банковскими картами только с 4 марта 2019 года (до этого времени такая возможность была не на всех направлениях). С этой даты к системе подключили 24 маршрута, выдав предприятиям сразу 380 терминалов. По оценкам «АРПС», это было порядка 30% от общего парка транспортных средств. В тоже время уже в конце марта 2020 года начали вводиться ограничения из-за коронавируса, а люди уходили на самоизоляцию.

При сравнении статистики «месяц к месяцу» получается рост 278% и 233% в январе и феврале 2020 года соответственно по отношению к 2019 году (когда не во всех автобусах были терминалы для оплаты банковской картой). В январе 2019 года в среднем на один терминал приходилось 674 транзакции, в январе 2020 года — 2737. В феврале 2019 года — 761 транзакция, а в феврале 2020 года — 3117. Всего в январе 2019 года системой оплаты с помощью банковских карт воспользовались 558 раз, спустя год – 4 млн раз. В двух февралях эти показатели 758 тысяч и 4,5 млн, в двух мартах – 1,2 млн и 4,4 млн.

С учётом всех вышеуказанных поправок всё это не означает автоматический рост количества пассажиров в 6-7 раз. Таким образом, статистика получилась несравнимой.

Мы пришли к выводу, что единственной «зацепкой», которая помогает сравнить 2019 и 2020 гг., была бы статистика с 4 по 19 марта в разные годы. Именно в эти даты в оба года возможность платить банковской карты была во всем транспорте, а ограничений ещё не было. Хотя и тут напомним про первый пункт наших ремарок: система становится всё более популярной со временем а, значит, всё больше платящих наличными пассажиров используют банковские карты.

В «АРПС» рассказали, что в период с 4 по 19 марта в 2019 году банковскими картами при оплате воспользовались 600 706 раз, а в 2020 году – 2 669 628 раз. Разделив эти величины, мы получим коэффициент роста популярности безналичной системы за год, который равен 4,44.

Таким образом, если принять этот коэффициент постоянным на протяжении периода с марта 2019 года по октябрь 2020 года включительно, то можно корректнее сравнить падение пассажиропотока. В таблице можно увидеть данные за 2019 год, реальные данные за 2020 год от «АРПС», данные за 2020 год «без коронавируса», а ниже — их отношение.

Т.е. с приведёнными выше допущениями получается, что пассажиропоток в сентябре-октябре 2020 года составляет 77-80% от прогнозного. В тоже время полученные по январю и февралю результаты наводят на мысль, что в реальности коэффициент роста популярности безналичной системы за год должен быть не 4,4, а меньше. Иными словами, в марте 2019 имел место взрывной рост пользователей банковских карт, а потом он стабилизировался. Тем не менее, иную методику по имеющимся данным предложить сложно.

В заключение отметим, что в материале для расчётов сделано много допущений – это и постоянный коэффициент роста популярности безналичной системы за год, и равномерность падения пассажиропотока по разным маршрутам, не учитывалась сезонность, например, работа школ и вузов с сентября, а также настоятельные рекомендации лицам 65+ снизить мобильность. Однако мы стремились использовать объективные данные для примерной оценки изменения пассажиропотока, не претендуя на абсолютную истину. Выражаем благодарность «АРПС» за помощь в подготовке материала и предоставление данных.

Автор: Михаил Кругликов.