Золотая середина. Как решить проблему с компенсациями за льготы в Ростове

В начале августа ростовские транспортные предприятия написали губернатору Василию Голубеву открытое письмо по поводу убытков. По данным АТП, они образовываются из-за неоправданно низких компенсаций за перевозку федеральных льготников (речь идёт об инвалидах, ветеранах боевых действий, граждан, пострадавшие от радиационного воздействия и других). Такие категории льготников покупают единый социальный проездной билет (ЕСПБ), который стоит 276 рублей. Фактически это стоимость 12 поездок. По данным обследования пассажиропотока за 2019 год в среднем на каждый ЕСПБ приходится 23,6 поездок.

Проблемы возникают и с самим ЕСПБ – граждане заполняют его самостоятельно. Причём вносится не только фамилия и имя, но и месяц. Отсюда – масса подделок.

По данным за 2019 год, в донской столице было продано более 137 тысяч таких проездных. Однако компенсации были выделены в размере 73 млн рублей вместо 373 млн рублей (по данным предприятий). Разница в суммах легла на кошелёк перевозчиков. По их данным, это одна из причин нестабильной работы транспорта. Раньше на автобусы в режиме «маршрутного такси» недостаток выделенных средств не влиял. Однако теперь, после отмены этого режим, параллельной закупки нового подвижного состава, проблема усугубилась. Иными словами, компенсации теперь нужны за 100% автобусов, а не за часть.

Получается замкнутый круг. С одной стороны транспортники просят перевести всех федеральных льготников на электронные транспортные карты, чтобы учитывать все поездки (как это ранее было сделано с региональными льготниками, которые живут в Ростовской агломерации). Это также решит проблему массовых подделок. С другой стороны, такие меры вместе с сохранением льгот потребуют дополнительных сумм из бюджета на покрытие тех самых расходов транспортных компаний. И сейчас фактический объём перевозок ничем не подтверждается: транспортники по непонятным причинам тоже в суды с этой проблемой не обращаются.

В «Ростовском Городском Транспорте» придумали решение проблемы, которое позволит решить эту проблему с минимальными потерями для всех.

План ввода изменений

  1. Раздать льготным категориям, которые покупают сейчас ежемесячно ЕСПБ за 276 рублей в месяц, специальные электронные транспортные карты.
  2. Каждый месяц на эту карту загружать за счёт бюджетных средств определённую сумму денег. Всего в 2019 году в среднем в месяц продавалось 71875 ЕСПБ. Сейчас фактически льготники оплачивают 12 поездок по ним самостоятельно, покупая билет. То есть из средней величины 23,6 поездок бюджет должен был бы оплачивать 12 поездок. В денежном выражении это 238 млн рублей в год. А при наличии больших возможностей бюджета сумму можно будет пересмотреть. В случае технической невозможности загружать средства на карту централизованно, следует выдавать льготнику карту раз в год с необходимой суммой средств на 12 месяцев.
  3. Если льготнику будет требоваться больше поездок в месяц, он сможет оплачивать их самостоятельно, «кладя» деньги на эту же карту. Повторим, что даже сейчас льготники платят за первые 12 поездок, покупая ЕСПБ.
  4. Сделать «плавный» переход с ЕСПБ на электронные аналоги: так, чтобы в течение 3 месяцев документы действовали параллельно и были равнозначны.
  5. Такие решения потребуют изменений в постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 – именно оно регламентирует порядок предоставления льгот.

Что дадут изменения

  1. Возможность учитывать абсолютно всех пассажиров в электронной системе, то есть прозрачность работы транспорта, возможность планирования маршрутов.
  2. Стабилизацию работы транспорта: фактическую ликвидацию одной из причин, по которой автобусы, троллейбусы и трамваи сейчас работают нерегулярно и не выполняют все графики.
  3. Фиксация издержек бюджета на прежнем уровне с одной стороны и отсутствие перекладывания на транспортников долгов с другой стороны.
  4. Ликвидация подделок ЕСПБ.
  5. Средства на транспортной карте нельзя обналичить, можно использовать только для оплаты в транспорте.
  6. Пострадавшими (по сравнению с нынешней системой) окажутся только те льготники, которые ездят больше 24 раз в месяц. В качестве возможных решений – сохранение баланса специальной электронной карты в случае, если льготник не потратил средства для оплаты. Кроме того, при наличии соответствующего бюджета размер перечислений на карты можно будет увеличить.